Образ артиста у представителей профессии и любителей сценического искусства: анализ стереотипных представлений

Авторы

  • Наталья Е. Комерова Донской государственный технический университет
  • Анастасия В. Гришина Донской государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-5-37-47

Ключевые слова:

образ артиста, профессиональный актер, стереотипные представления, восприимчивость, искусство, творчество, профессия, тщеславие

Аннотация

Статья посвящена изучению образа профессионального артиста посредством исследования стереотипных представлений о наличии, либо отсутствии определенных личностных качеств, что дает основания для анализа влияния стереотипов о профессии на восприятие личности в целом. Новизна заключается в рассмотрении стереотипных представлений самих артистов о том, какими качествами должен обладать «типичный» представитель актерской профессии. Во введении рассматриваются основные представления о личности профессионального артиста. Проанализированы исследования зарубежных и отечественных ученых в области психологии творчества, сценического искусства. Выводы театральных педагогов, искусствоведов, режиссеров имеют огромную практическую ценность для осмысления личности артиста и сценической деятельности в контексте психологической науки. Основными методами исследования выбраны «Анкета биполярных профилей» Т. Г. Стефаненко (в модификации Гришиной А. В., Комеровой Н. Е.) и анализ полученных данных с помощью статистического критерия U-Манна-Уитни. Результаты сравнительного анализа исследования двух групп (артистов профессионального театра и любителей сценического искусства) позволили выявить наиболее характерные для представителей профессии артиста условно «положительные» и условно «отрицательные» качества. Проведена оценка схожести и различия мнений респондентов относительно наличия данных качеств у «типичного» актера. В Обсуждении результатов сделаны выводы, что представления об образе артиста у обеих групп испытуемых схожи в части наличия у профессионального артиста высокого эмоционального интеллекта, оптимизма, эмоциональной возбудимости, высокой работоспособности, но имеют различия относительно таких свойств личности, как высокая самооценка, лень, тщеславие, пессимизм. Получены статистически значимые различия в оценке уровня тщеславия у представителей профессии. Так, профессиональные артисты считают, что артист менее тщеславен и более ленив, чем его оценивают любители сценического искусства.

Библиографические ссылки

Вильсон, Г. (2001). Психология артистической деятельности: таланты и поклонники. М.: Когито-Центр.

Выготский, Л. С. (1986). Психология искусства. 2-е изд. испр. и доп. М.: Искусство.

Гавриченко, О. В. (2018). Особенности самопрезентации в реальном и виртуальном пространстве представителей творческих профессий. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование, 4(14), 96–114.

Грачева, Л. В. (2019). Опыт применения методов сценической педагогики в решении проблем экологии человека. Социальный театр. Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, 1(60), 111–126.

Гришина, А. В., Зеленов, А. А., Лунин, С. Л. (2016). Диагностика влияния этнической идентичности на формирование этнических ауто- и гетеростереотипов у беженцев и вынужденных переселенцев из регионов локальных военных конфликтов и принимающего населения. М.: КРЕДО.

Капустина, А. Н. (2016). Профессиональные и социально-психологические свойства личности актёра драматического театра. Universum: психология и образование, 7(25), 1–11.

Карпова, В. В., Дикая, Л. А. (2016). Индивидуально-психологические особенности специалистов сферы искусства с высоким уровнем продуктивности творческого воображения. Российский психологический журнал, 13(2), 71–87.

Курсевич, Н. И. (2016). Психологические аспекты создания артистами сценических образов. Акмеология, 4(60), 96–99.

Немирович-Данченко, В. И. (1984). О творчестве актера. М.: Искусство.

Собкин, В. С., Лыкова, Т. А. (2015). Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностных особенностей (по материалам обследования студентов театрального колледжа). Национальный психологический журнал, 2(18), 56–65.

Фромм, Э. (2000). Ради любви к жизни. М.: АСТ.

Юнг, К. Г. (2003). Дух в человеке, искусстве и литературе. Минск: Харвест.

Davison, M., Furnham, A. (2018). The personality disorder profile of professional actors. Psychology of Popular Media Culture, 7(1), 33–46. doi: https://doi.org/10.1037/ppm0000101

Giserman-Kiss I., Gorenstein M., Feldman E., Rowe, M., Grosman, H., Weissman, J., Rouhandeh, A., Wilkinson, E., Meyering, K., Durkin, A., Isenstein, E., Kolevzon, A., Buxbaum, J. D., Siper, P. M. (2020). The immersive theater experience for Individuals with autism spectrum disorder. Journal of Autism and Developmental Disorders, 50, 1073–1080. doi: https://doi.org/10.1007/s10803-019-04284-7

Liron, Y., Raindel, N., Alon, U. (2018). Dramatic action: A theater-based paradigm for analyzing human interactions. PLoS ONE, 13(3), e0193404. doi: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0193404

Загрузки

Опубликован

2022-02-13

Как цитировать

Комерова, Н. Е., & Гришина, А. В. . (2022). Образ артиста у представителей профессии и любителей сценического искусства: анализ стереотипных представлений. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 4(5), 37–47. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-5-37-47

Выпуск

Раздел

Общая психология, психология личности, история психологии