Исследование способов совладания в связи с показателями саморегуляции подростков: возрастные и гендерные особенности

Авторы

  • Екатерина Г. Денисова Донской государственный технический университет
  • Яна А. Быкова Донской государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-5-60-78

Ключевые слова:

совладающее поведение, копинг, саморегуляция, подростки, возрастные и гендерные особенности, волевая саморегуляция

Аннотация

В статье представлены результаты исследования способов совладания в связи с показателями саморегуляции подростков с учетом возрастных и гендерных особенностей. Во Введении дается теоретический обзор феноменов совладающего поведения и саморегуляции. Научная новизна данной работы заключается в дополнительной дифференциации подросткового возраста, что позволяет более подробно исследовать характер связей заявленных феноменов. В разделе «Методы» описаны методы исследования и процедура применения методик: опросник «Способы совладающего поведения» в адаптации Т. Л. Крюковой, опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросанова, тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова, Е. В. Эйдмана. Дано описание выборки: 166 человек в возрасте от 15 до 20 лет (137 девушек, 29 юношей). В разделе «Результаты» представлены результаты сравнительного анализа способов совладания и саморегуляции в выделенных подгруппах по полу и возрасту, а также анализ связи исследуемых переменных в разных возрастных подгруппах подростков. Установлено, что у юношей преобладает стиль саморегуляции «Гибкость», они более настойчивы и демонстрируют большее самообладание. Девушки чаще предпочитают поиск социальной поддержки, принятие ответственности и избегание. При этом, показатели указанных видов копинга у девушек отличаются большей напряженностью. Также выявлены существенные различия в характере связей в различных возрастных группах. В Обсуждении результатов проведен анализ полученных результатов в соответствии с уровнем их значимости, а также с данными современных исследований. В Заключении приведены выводы по результатам исследования, описаны перспективы и практическая значимость данного исследования.

Библиографические ссылки

Акименко, А. К. (2016). Взаимосвязь стратегий совладающего поведения и социально-психологических характеристик личности. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, 5(2), 151–157. doi: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2016-5-2-151-156

Аптикиева, Л. Р. (2019). Психолого-педагогический аспект преодоления стрессовых ситуаций в подростковом возрасте. Вестник Оренбургского государственного университета, 2(220), 6–14. doi: https://doi.org/10.25198/1814-6457-220-6

Бартош, О. П., Бартош, Т. П. (2012). Возрастные и гендерные особенности копинг-поведения подростков. Психология. Психофизиология, 6(265), 42–46.

Бубновская, О. В. (2021). Влияние саморегуляции на совладание и психологическую безопасность студенчества. Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию со дня рождения О.А. Конопкина), 1, 150–156. doi: https://doi.org/10.24412/cl-36466-2021-1-150-156

Быкова, Е. А. (2021). К вопросу о формировании волевых качеств в подростковом возрасте. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2(50), 202–208.

Вассерман, Л. И. (2009). Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. Пособие для врачей и медицинских психологов. СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева.

Вассерман, Л. И., Абабков, В. А., Трифонова, Е. А. (2010). Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь.

Ветрова, И. И. (2008). Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы. Институт психологии РАН, 179–196.

Галузо, П. Р. (2021). Осознанная саморегуляция рискованного поведения современных подростков. Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию, 1, 298–301. doi: https://doi.org/10.24412/cl-36422-2021-1-298-301

Жукова, Е. С., Богоявленская, Д. Б., Артеменков, С. Л. (2021). Соотношение одаренности, интеллекта, академической успешности и осознанной саморегуляции учебной деятельности. Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию со дня рождения О.А. Конопкина),1, 63–69. doi: https://doi.org/10.24412/cl-36466-2021-1-63-69

Захарова, М. В., Комарова, С. В., Карнеев, Р. К., Карнеева, О. А. (2019). Особенности волевой саморегуляции и копинг-стратегий подростков на разных этапах спортивного дополнительного образования. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 9(175), 369–373.

Казакова, И. В. (2021). Регуляция внутренней активности как фактор совладания с трудными жизненными ситуациями. Психопедагогика в правоохранительных органах, 26(1(84)), 48–52.

Крюкова, Т. Л. (2005). Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения личности. Психологический журнал, 26(2), 5–15.

Крюкова, Т. Л. (2008). Человек как субъект совладающего поведения. Психологический журнал, 29(2), 88–95.

Лазарус, Р. (1970). Теория стресса и психофизиологические исследовании. Эмоциональный стресс. М.: Наука.

Левченко, В. О. (2009). Влияние стратегий совладания на личностную успешность подростков. Наука. Инновации. Технологии, 2, 187–192.

Моросанова, В. И. (2010). Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1, 36–45.

Нартова-Бочавер, С. К. (1997). «Coping behavior» в системе понятий психологии личности. Психологический журнал, 18(5), 20–30.

Нижегородцева, Н. В., Тарасова, С. С. (2017). Совладающее поведение подростков с разным уровнем осознанной саморегуляции. Ярославский педагогический вестник, 2, 211–215.

Николаева, А. А., Савченко, И. А., Павлова, Т. С. (2019). Совладающее поведение подростков. Образовательные ресурсы и технологии, 2(27), 33–39.

Овчарова, Р. В. (2020). Взаимосвязь проявлений лени и конфликта саморегуляции у подростков. Общество: социология, психология, педагогика, 4, 76–80.

Панина, Е. В. (2011). Исследование половых особенностей саморегуляции у подростков. Вестник Череповецкого государственного университета, 4(1(33)), 132–136.

Папшева, Л. В. (2013). Стилевые особенности саморегуляции поведения личности в старшем подростковом возрасте. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, 2(1), 41–47.

Фельдштейн, Д. И. (2005). Психология развития человека как личности. Избранные труды в 2 т. М.: Изд-во Московского психолого-социального института.

Филатова, А.Ф. (2009). Половые различия в становлении характера подростка: концепция, эксперимент, практика. Монография. Омск: Сфера.

Хазова, С. А., Останина, Н. В. (2014). Возрастная специфика совладающего поведения подростков. Сибирский педагогический журнал, 1, 180–185.

Хасаньянова, А. А., Барышникова, Е. В. (2021). Теоретические основы эмоциональной устойчивости старших подростков. Новые импульсы развития: вопросы научных исследований, 1, 240–243.

Dias, P. C. (2017). Protective factors and resilience in adolescents: The mediating role of self-regulation. Psicologia Educativa, 23(1), 37–43. doi: https://doi.org/10.1016/j.pse.2016.09.003

Folkman, S., Lasarus, R., Dunkel-Schetter, C., DeLongis, A., Gruen, R. J. (1986). Dynamics of a stressful encounter: Cognitive appraisal, coping and encounter outcomes. Journal of Personality and Social Psychology, 50(5), 992–1003. doi: https://doi.org/10.1037/0022-3514.50.5.992

Frydenberg, E. (1997). Adolescent Coping. Theoretical and Research Perspectives. London: Ruothledge.

Perzow, S., Bray, B., Wadsworth, М., Young, J., Hankin, В. (2021). Individual Differences in Adolescent Coping: Comparing a Community Sample and a Low-SES Sample to Understand Coping in Context. Journal of Youth and Adolescence, 50(4), 693–710. doi: https://doi.org/10.1007/s10964-021-01398-z

Wang, М., Del Toro, J., Scanlon, С., Schall, J., Zhang, А., Belmont, А., Voltin, S., Plevniak, K. (2021). The roles of stress, coping, and parental support in adolescent psychological well-being in the context of COVID-19: A daily-diary study. Journal of Affective Disorders, 294, 245–253.

Zimmer‐Gembeck, M. J. (2021). Coping flexibility: Variability, fit and associations with efficacy, emotion regulation, decentering and responses to stress. Stress and Health, 37(5), 848–861. doi: https://doi.org/10.1002/smi.3043

Загрузки

Опубликован

2022-02-13

Как цитировать

Денисова, Е. Г. ., & Быкова, Я. А. (2022). Исследование способов совладания в связи с показателями саморегуляции подростков: возрастные и гендерные особенности. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 4(5), 60–78. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-5-60-78

Выпуск

Раздел

Возрастная психология