Психологические особенности сотрудников строительных компаний, определяющих уровень их профессиональной успешности

Авторы

  • Елена С. Щербакова
  • Анастасия В. Гришина Донской государственный технический университет
  • Анна М. Кукуляр Донской государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-5-87-103

Ключевые слова:

профессиональная успешность, строители, строительные компании, уровень успешности, психологические особенности строителей

Аннотация

В статье представлены результаты исследования специфики психологических особенностей личности сотрудников строительных компаний, определяющих уровень их профессиональной успешности. Во Введении дано определение профессиональной успешности, приведена специфика профессиональной деятельности строителя с точки зрения психологического знания. Новизна исследования заключается в отражении специфики психологических особенностей профессионально успешных строителей. В разделе «Методы» описаны основные методики эмпирического исследования: авторская анкета-опросник, опросник «Уровень самооценки» С. В. Ковалев; «Якоря карьеры» Э. Шейн; Личностные факторы принятия решения (Т. В. Корнилова); Экспресс-диагностика барьеров в управленческой деятельности; Диагностика реализации потребностей в саморазвитии (Н. П. Фетискин). При обработке данных использовался R-критерий Спирмена. В исследовании приняли участие 50 сотрудников строительных компаний в возрасте от 28 до 53 лет, со стажем управленческой деятельности не менее 3 лет. В разделе «Результаты» представлены результаты относительно высокого и среднего уровня самооценки высоко успешных строителей. С помощью R-критерия Спирмена у группы высоко успешных строителей с высоким уровнем самооценки выявлена положительная связь с такими параметрами ценностных ориентаций в карьере как менеджмент, служение и интеграция стилей жизни, и такой стратегией принятия решений как бдительность. Отрицательная корреляционная связь была выявлена с мотивационным компонентом саморазвития. У группы высоко успешных строителей со средним уровнем самооценки существует положительная связь с таким параметром ценностных ориентаций в карьере как интеграция стилей жизни, степенью перегруженности в процессе выполнения своих задач, и такими стратегиями принятия решений как сверхбдительность и стабильность. Отрицательная корреляционная связь была выявлена с мотивационным компонентом саморазвития. В разделе «Обсуждение результатов» представлен сравнительный анализ полученных нами данных с результатами других исследований в рамках изучаемой тематики. В Заключении приводятся выводы эмпирического исследования и поставлен вопрос об экспериментальном характере будущих исследований в данном направлении.

Библиографические ссылки

Деркач, A. A. (2004). Акмеологические основы развития профессионала. М: Московский психолого-социальный институт.

Деркач, А. А., Зазыкин, В. Г., Маркова, А. К. (2000). Психология развития профессионала. М.: Российская академия государственной службы.

Зеер, Э. Ф. (2005). Психология профессий: учебное пособие. М.: Академический проект.

Коростылева, Л. А. (2005). Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Речь.

Поваренков, Ю. П. (1992a). Психологический анализ профессионализации. Психологические проблемы профессионального становления личности. М.

Поваренков, Ю.П. (1992b). Критерии профессионализации и формирование структуры профессиональных способностей. Диагностика и способности. М.

Смирнова, Е. З. (1977). Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. СПб.: Ленинградский государственный университет.

Ginzberg, E., Ginsburg, S. W., Axelrad, S., Herma, J. L. (1951). Occupationally choice: An approach to generally theory. New York: Columbia University.

Holland, Y. L. (1968). Explorations of a theory оf vocational choice. Journal of applied psychology. Baltimore.

Huma, S., Nadeem, K., Aftab, J. (2017). The impact of psychological capital on project success mediating role of emotional intelligence in construction organizations of Pakistan. Journal of Global Entrepreneurship Research, 7, 22. doi: https://doi.org/10.1186/s40497-017-0080-4

Luthans, F., Avolio, B. J., Avey, J. B., Norman, S. M. (2007). Positive psychological capital: Measurement and relationship with performance and satisfaction. Personnel Psychology, 60(3), 541–572. doi: https://doi.org/10.1111/j.1744-6570.2007.00083.x

Luthans, F., Youssef, C. M. (2004). Human, social, and now positive psychological capital management: Investing in people for competitive advantage. Organizational Dynamics, 33(2), 143–160. doi: https://www.doi.org/10.1016/j.orgdyn.2004.01.003

Luthans, F., Jensen, S. (2002). Hope: A new positive strength for human resource development. Human Resource Development Review, 1(3), 304–322. doi: https://www.doi.org/10.1177/1534484302013003

Reich, J. W. (2006). Three psychological principles of resilience in natural disasters. Disaster Prevention and Management: An International Journal, 15(5), 793–798. doi: https://www.doi.org/10.1108/09653560610712739

Seligman, M. E. (2002). Authentic happiness. New York: John Murray Press.

Seligman, M. E., Csikszentmihalyi, M. (2000). Special issue on happiness, excellence, and optimal human functioning. American Psychologist, 55, 5–183.

Schein, E. H. (1996). Career Anchors Revisited: Implications for Career Development in the 21st Century. Academy of Management Perspectives, 10(4). doi: https://www.doi.org/10.5465/AME.1996.3145321

Super, D. E., Bahn, M. Y. (1971). Occupational psychology. London: Tavistock Institute of Human Relations.

Загрузки

Опубликован

2022-02-13

Как цитировать

Щербакова, Е. С., Гришина, А. В. ., & Кукуляр, А. М. (2022). Психологические особенности сотрудников строительных компаний, определяющих уровень их профессиональной успешности. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 4(5), 87–103. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-5-87-103

Выпуск

Раздел

Психология труда

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)