Стратегии обеспечения справедливости в дизайне оценивания компетенций студентов
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-81-93
Аннотация
Введение. В статье представлено текущее положение рассматриваемой проблемы в работах отечественных и зарубежных авторов. Рассмотрены трудности оценивания компетенций как сложных, глубоко латентных и междисциплинарных по своей природе результатов обучения. Актуальность исследования обусловлена потребностью обеспечения надежности оценок. Новизна исследования заключается в представлении алгоритма разработки оценки компетенций на основе моделирования конструкта и условий для проявления компетенций в процессе деятельности студентов при выполнении комплексного задания.
Цель. Системное представление современных подходов к аутентичному оцениванию компетенций с опорой на теорию и практику педагогических измерений, опыт конструирования и применение средств по моделям доказательной аргументации, обеспечивающих справедливость оценочного процесса и аутентичность результатов оценки.
Материалы и методы. В качестве теоретических методов были использованы работа с источниками, сбор, обобщение, структурирование и анализ информации о существующих подходах к оцениванию компетенций обучающихся в России и за рубежом. В практической части был использован опыт организации и проведения различных форм оценки результатов обучения в условиях компетентностного обучения студентов.
Результаты исследования. Предложены современные подходы и механизмы проектирования оценочных средств по моделям аргументированного доказательства результатов оценки с опорой на теорию и практику педагогических измерений. Созданы расширенные паттерн-дизайны для преподавателей разработчиков средств и процедур оценки, обеспечивающее аутентичность результатов за счет анализа и интерпретации данных с учетом контекстной информации о деятельности испытуемых в ситуации оценки.
Обсуждение и заключения. Проанализирована взаимосвязь проблематики оценивания компетенций с их сложностью и междисциплинарностью, предложено в процессе разработки оценочного инструментария обращение к моделям С. Тулмина и Р. Мислеви. Показаны тенденции развития контрольно-оценочной деятельности для диагностики качества обучения.
Ключевые слова
Об авторе
Н. Ф. ЕфремоваРоссия
Ефремова Надежда Федоровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Педагогические измерения»
344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Список литературы
1. Авдеева, С. М., Руднев, М. Г., Васин, Г. М. и др. (2017). Оценка информационно-коммуникационной компетентности учащихся: подходы, инструмент, валидность и надежность результатов. Вопросы образования, 4, 104−132. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-4-104-132
2. Ефремова, Н. Ф. (2018а). Проектирование оценочных средств по модели доказательной аргументации. Педагогические измерения, 3, 8−15.
3. Ефремова, Н. Ф. (2018б). Аргументации и доказательства надежности оценок компетенций студентов. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, 12(2), 43−50.
4. Ефремова, Н. Ф. (2019). Концептуальная модель оценки компетенций студентов. Современные наукоемкие технологии, 7, 169−174. https://doi.org/10.17513/snt.37607
5. Нефедов, С. Н. (2017). Модель доказывания Тулмина и количественные показатели достоверности вывода. Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, 1(41), 87−93.
6. Угланова, И. Л., Брун, И. В., Васин, Г. М. (2018). Методология Evidence-Centered Design для измерения комплексных психологических конструктов. Современная зарубежная психология, 7(3), 18–27. https://www.doi.org/10.17759/jmfp.2018070302
7. Чандра, М. Ю., Байкина, Е. А. (2018). Стратегии оценивания компетенций студентов в процессе освоения образовательной программы вуза. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 7(130), 10–15.
8. Almond, R. G., Mislevy, R. J., Steinberg, L. et al. (2019). Bayesian networks in educational assessment. New York: Springer.
9. Care, E., Griffin, P., Wilson, M. (2018). Assessment and Teaching of 21st Century Skills. Research and Applications. New York: Springer. http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-65368-6
10. Griffin, P., Care, E., McGaw, B. (2012). The Changing Role of Education and Schools. In P. Griffin, B. McGaw, E. Care (eds): Assessment and Teaching of 21st Century Skills. Research in Science Teaching (pp. 1–15). New York: Springer. https://www.doi.org/10.1007/978-94-007-2324-5_1
11. Jumariati, Febriyanti, E. R., Rizki, M. (2021). Argumentation Skills: An Analysis on EFL Students’ Essays Based on Toulmin’s Model of Argument. In: Advances in Social Science, Education and Humanities Research, Proceedings of the 2nd International Conference on Education, Language, Literature, and Arts (ICELLA 2021), 587 (pp 86–95). https://www.doi.org/10.2991/assehr.k.211021.013
12. Messick, S. (1994). The interplay of evidence and consequences in the validation of performance assessments. Education Researcher, 23(2), 13–23. https://www.doi.org/10.3102/0013189x023002013
13. Mislevy, R. J., Almond, R. G., Lukas, J. F. (2003). A Brief Introduction to Evidence-centered Design. Educational Testing Service, 2003(1), i–29. https://www.doi.org/10.1002/J.2333-8504.2003.TB01908.X
14. Mislevy, R. J., Haertel, G., Riconscente, M. et al. (2017). Assessing Model-Based Reasoning using Evidence-Centered Design: A Suite of Research-Based Design Patterns. New York: Springer. https://www.doi.org/10.1007/978-3-319-52246-3
15. Mislevy, R. J., Levy, R. (2007). Bayesian psychometric modeling from an evidence-centered design perspective. Handbook of statistics, 26, 839–865. https://doi.org/10.1016/S0169-7161(06)26026-7
16. Oliveri, M. E., Mislevy, R. J. (2019). Introduction to “Challenges and Opportunities in the Design of ‘NextGeneration Assessments of 21st Century Skills’ Special Issue. International Journal of Testing, 19(2), 97–102. https://www.doi.org/10.1080/15305058.2019.1608551
17. Toulmin, S. E. (2003). The Uses of Argument. Cambridge: Cambridge University Press.
18. Weideman, A. (2012). Validation and Validity Beyond Messick. Per Linguam, 28(2), 1–14. https://doi.org/10.5785/28-2-526
Рецензия
Для цитирования:
Ефремова Н.Ф. Стратегии обеспечения справедливости в дизайне оценивания компетенций студентов. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(1):81-93. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-81-93
For citation:
Efremova N.F. Equity Strategies in the Design of Student Competency Assessment. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(1):81-93. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-81-93