Новая перспектива академической прокрастинации: адаптивные аспекты и теория высокой прокрастинационной стены

Авторы

  • Дарья И. Попова Южный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-1-6-23

Ключевые слова:

академическая прокрастинация, обучающийся, учебный процесс, смысловая установка, защитные механизмы, академические задания

Аннотация

Во Введении приводится авторское определение академической прокрастинации и типичная для обучающегося ситуация прокрастинации. Необходимость приведения определения обуславливается комплексным характером рассматриваемого явления. Автором обозначены основные подходы к пониманию рассматриваемого явления. Академическая прокрастинация рассматривается как: ошибка саморегуляции; способ совладания с негативными эмоциями; личностная черта; стратегия эффективного решения задач в условиях ограниченного времени. Цель нашего исследования: рассмотрение академической прокрастинации с точки зрения ее адаптивных аспектов и защитной функции. Новизна настоящего исследования заключается в предложении новой перспективы на проблему академической прокрастинации в образовательной среде в качестве теории высокой прокрастинационной стены, кроме того, автор рассматривает прокрастинацию в качестве неотъемлемой части смысловой структуры личности. В разделе «Теоретическое обоснование» академическая прокрастинация описана в качестве действия преградного, отклоняющего и дезорганизующего влияния смысловой установки. Автором впервые приведена и подробна описана теория высокой прокрастинационной стены, где возникновение академической прокрастинации объясняется с позиции недостаточной наполненности смыслом академических заданий и учебной деятельности в целом. В разделе «Обсуждение результатов» академическая прокрастинация рассмотрена в контексте защитных механизмов личности. Прокрастинирующие студенты чаще всего используют механизмы «рационализация», «регрессия» и «замещение», которые являются адаптивными и в крайне малой степени искажают реальность. В Заключении автор указывает на необходимость смены подхода к пониманию академической прокрастинации, что может в долгосрочной перспективе не только решить проблему откладывания выполнения заданий, но и повысить интерес к образованию и занятию учебной деятельности.

Библиографические ссылки

Виндекер, О. С., Сморкалова, Т. Л., Лебедев, С. Ю. (2016). Психологические корреляты прокрастинации и сценарий отложенной жизни. Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры, 150(2), 98–108.

Ивутина, Е. П., Шуракова, Е. С. (2013). Академическая прокрастинация как проявление защитно-совладающего поведения у студентов. Вестник Вятского государственного университета, 4–1, 146–151.

Ковылин, В. С. (2013). Теоретические основы изучения феномена прокрастинации. Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, 2(2), 22–41.

Лебедева, Е. Б. (2016). Академическая прокрастинация и особенности личностной организации времени у студентов вуза. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 1–4, 139–143.

Леонтьев, Д. А. (2003). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд. испр. М.: Смысл.

Махмудов, М. Н., Щевьёв, А. А., Лопатин, Е. А. (2015). Психологические корреляты академической прокрастинации. Человеческий капитал. Объединенная редакция (Москва), 9(81), 13–17.

Микляева, А. В., Реброва, Д. С., Савинская, А. С. (2017). Академическая прокрастинация в студенческой среде: результаты эмпирического исследования. Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология», 19, 59–66.

Пилишвили, Тс., Медведева, И. А., Лазукова, А. Г. (2017). Академическая прокрастинация у студентов медицинского института РУДН. Мир науки, культуры, образования, 6(67), 382–385.

Попова, Д. И. (2020). Влияние смысловой установки как причина академической прокрастинации студентов высших учебных заведений. Северо-Кавказский психологический вестник, 18(1), 5–19.

Попова, Д. И., Беликова, М. Е. (2021). Академическая прокрастинация: аспекты откладывания выполнения учебных заданий студентами. Северо-Кавказский психологический вестник, 19(1), 61–77. doi: https://doi.org/10.21702/ncpb.2021.5

Проненко, Е. А., Цахилова, К. О., Агасиян, А. А. (2020). Технология совместного обучения как реализация совместной мыслительной деятельности: смысловые аспекты. Мир науки. Педагогика и психология, 8(2). doi: https://doi.org/10.15862/59PSMN220

Сибирцева, Е. И. (2016). Личностные ресурсы людей с различным уровнем прокрастинации. Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки, 1(26), 74–83.

Шемякина, О. О. (2013). Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов. Психология и право, 4, 99–109.

Ashraf, M., Malik, J. A., Musharraf, S. (2019). Academic Stress Predicted by Academic Procrastination among Young Adults: Moderating Role of Peer Influence Resistance. Journal of the Liaquat University of Medical and Health Sciences, 18(01), 65–70. doi: https://doi.org/10.22442/jlumhs.191810603

Badri Gargari, R., Sabouri, H., Norzad, F. (2011). Academic procrastination: The relationship between causal attribution styles and behavioral postponement. Iranian journal of psychiatry and behavioral sciences, 5(2), 76–82.

Balkis, M., Duru, E., Bulus, M. (2013). Analysis of the relation between academic procrastination, academic rational/irrational beliefs, time preferences to study for exams, and academic achievement: a structural model. European Journal of Psychology of Education, 28, 825–839. doi: https://doi.org/10.1007/s10212-012-0142-5

Bandura, A. (1977). Social Learning Theory. New Jersey: Prentice Hall.

Brinthaupt, T. M., Shin, C. M. (2001). The relationship of academic cramming to flow experience. College Student Journal, 35(3), 457– 471.

Choi, J. N., Moran, S. V. (2009). Why not procrastinate? Development and validation of a new active procrastination scale. The Journal of Social Psychology, 149(2), 195–212. doi: https://doi.org/10.3200/socp.149.2.195-212

Corkin, D. M., Shirley, L. Y., Lindt, S. F. (2011). Comparing active delay and procrastination from a self-regulated learning perspective. Learning and Individual Differences, 21(5), 602–606. doi: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2011.07.005

Cramer, P. (2010). Defense Mechanisms. In: I. B. Weiner, W. E. Craighead (eds.) The Corsini Encyclopedia of Psychology. New York: John Wiley & Sons. https://doi.org/10.1002/9780470479216.corpsy0254

Díaz-Morales. J. F., Ferrari. J. R., Cohen. J. R. (2008). Indecision and avoidant procrastination: The role of morningness – Eveningness and time perspective in chronic delay lifestyles. The Journal of General Psychology, 135(3), 228–240.

Dyla Fajhriani, N. (2020). Academic procrastination of students. Abjadia: International Journal of Education, 05(02), 132–141. doi: https://doi.org/10.18860/abj.v5i2.9458

Eisenbeck, N., Carreno, D. F., Uclés-Juárez, R. (2019). From psychological distress to academic procrastination: Exploring the role of psychological inflexibility. Journal of Contextual Behavioral Science, 13, 103–108. doi: https://doi.org/10.1016/j.jcbs.2019.07.007

Ferrari, J. R. (2010). Still procrastinating? The no-regrets guide to getting it done. Hoboken: Wiley.

Fiore, N. (2003). Overcoming Procrastination: Practice the Now Habit and Guilt-Free Play. New York.: MJF Books.

Fomina, M. (2020). Mechanisms of psychological defense of students. Bulletin of the Lviv University. Series Psychological science, 6, 129–133. doi: https://doi.org/10.30970/2522-1876-2020-6-19

Fritzsche, B. A., Young, B. R., Hickson, K. C. (2003). Individual differences in academic procrastination tendency and writing success. Personality and Individual Differences, 35, 1549–1557.

Giguère, B., Sirois, F. M., Vaswani, M. (2016). Chapter 9 - Delaying Things and Feeling Bad About It? A Norm-Based Approach to Procrastination. In: F. M. Sirois, T. A. Pychyl (eds.) Procrastination, Health, and Well-Being. San Diego: Academic Press, 189–212. doi: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-802862-9.00009-8

Hen, M., Goroshit, M. (2020). The effects of decisional and academic procrastination on students’ feelings toward academic procrastination. Current Psychology, 39(2), 556–563. doi: https://doi.org/10.1007/s12144-017-9777-3

Kim, K. R., Seo, E. H. (2021). The relationship between procrastination and academic performance: A Meta-analysis. Personality and Individual Differences, 82, 26–33. doi: https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.02.038

Klingsieck, K. B., Grund, A., Schmid, S., Fries, S. (2013). Why students procrastinate: A qualitative approach. Journal of College Student Development, 54(4), 397–412. doi: https://doi.org/10.1353/csd.2013.0060

Lenggono, B., Tentama, F. (2020). Construct measurement of academic procrastination of eleventh grade high school students in Sukoharjo. International journal of scientific & technology research, 9(01), 454–459.

Morris, P. E., Fritz, C. O. (2015). Conscientiousness and procrastination predict academic coursework marks rather than examination performance. Learning and Individual Differences, 39, 193 –198.

Porcerelli, J. H., Grabowski, J. E. (2022). Defense mechanisms. In: Reference Module in Neuroscience and Biobehavioral Psychology. Amsterdam: Elsevier. doi: https://doi.org/10.1016/B978-0-323-91497-0.00043-6

Schraw, G., Wadkins, T., Olafson, L. (2007). Doing the things we do: A grounded theory of academic procrastination. Journal of Educational Psychology, 99(1), 12. doi: https://doi.org/10.1037/0022-0663.99.1.12

Seo, E. H. (2009). The relationship of procrastination with a mastery goal versus an avoidance goal. Social Behavior and Personality, 37, 911–920. doi: https://doi.org/10.2224/sbp.2009.37.7.911

Sirois. F., Pychyl. T. (2013). Procrastination and the priority of short-term mood regulation: Consequences for future self. Social and Personality Psychology Compass, 7(2), 115–127.

Steel, P., Klingsieck, K. B. (2016). Academic procrastination: Psychological antecedents revisited. Australian Psychologist, 51(1), 36–46. doi: https://doi.org/10.1111/ap.12173

Tibbett, T. P., Ferrari, J. R. (2015). The portrait of the procrastinator: Risk factors and results of an indecisive personality. Personality and Individual Differences, 82, 175.

Vaillant, G. E. (2012). Defense Mechanisms. In: V. S. Ramachandran (ed.) Encyclopedia of Human Behavior (Second Edition). San Diego: Academic Press, 659–666. doi: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-375000-6.00124-5

van Valderen, R. (2021). Academic Procrastination: The relationship between academic procrastination, goal setting and character traits: Thesis. Deventer.

Visser, L., Korthagen, F. A. J., Schoonenboom, J. (2018). Differences in learning characteristics between students with high, average, and low levels of academic procrastination: students’ views on factors influencing their learning. Frontiers in Psychology, 9, 808. doi: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00808

Zack, S., Hen, M. (2018). Academic interventions for academic procrastination: A review of the literature. Journal of Prevention & Intervention Community, 46(2), 117–130. doi: https://doi.org/10.1080/10852352.2016.1198154

Zimmerman, B. J. Investigating self-regulation and motivation: Historical background, methodological developments, and future prospects. American Educational Research Journal, 45(1), 166–183. doi: https://doi.org/10.3102/0002831207312909

Загрузки

Опубликован

2022-02-28

Как цитировать

Попова, Д. И. (2022). Новая перспектива академической прокрастинации: адаптивные аспекты и теория высокой прокрастинационной стены. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(1), 6–23. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-1-6-23

Выпуск

Раздел

Общая психология, психология личности, история психологии