Проблематика метакогнитивной осознанности в педагогической психологии

Авторы

  • Маргарита Е. Беликова Южный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-1-24-39

Ключевые слова:

метакогнитивная осознанность, метапознание, метакогнитивная регуляция, метакогнитивные знания, метакогнитивная деятельность студентов, саморегуляция

Аннотация

Данная статья является литературным обзором основных аспектов феномена метакогнитивной осознанности, его содержания и исследований в области метапознания. Новизна исследования заключается в малой изученности данного явления и комплексном анализе исследований метакогнитивной осознанности. Во Введении автор представила общую информацию о метакогнитивизме, метакогниции и метапознании. В том числе она обозначила различия между познанием и метапознанием, описала основные признаки метапознания и разных его компонентов. В Теоретическом обосновании автор описала структуру метакогнитивной осознанности, содержание её компонентов и подкомпонентов. На основе прямой взаимосвязи метакогнитивной осознанности с саморегуляцией обучающихся, автор предполагает наличие взаимосвязи метакогнитивной осознанности с уровнем эффективности познавательной деятельности и включенности обучающихся в данную деятельность. Кроме того, метакогнитивная осознанность предположительно взаимосвязана с навыками адаптации и поиска решений проблемных ситуаций, в том числе, в контексте обучения. На основе зарубежных исследований, автор пришла к выводу о том, что метакогнитивная осознанность взаимосвязана с успешностью обучения в дистанционном формате. В Обсуждении результатов представлены основные сходства и противоречия в суждениях разных исследователей на предмет определения понятия метакогнитивной осознанности. Автор приводит данные о взаимосвязи высокого уровня академического успеха именно со средним уровнем метакогнитивной осознанности. Это обосновывается фактом переоценки своих способностей студентами с высоким уровнем метакогнитивной осознанности. Заключение содержит положения, обобщающие результаты теоретического анализа и обсуждения результатов. Выводы, полученные в данной статье, являются предпосылками для эмпирических исследований взаимосвязи метакогнитивной осознанности с другими феноменами, связанными с образовательным процессом.

Библиографические ссылки

Бабикова, Н. Н., Мальцева, О. А., Старцева, Е. Н., Туркина, М. С. (2018). Исследование метакогнитивной осознанности студентов университета. Вестник марийского государственного университета, 12(3), 9–16.

Бызова, В. М., Перикова, Е. И., Ловягина, А. Е. (2019). Метакогнитивная включенность в системе психической саморегуляции студентов. Сибирский психологический журнал, 73, 126–140.

Карпов, А. А., Кулакова, А. И. (2018). Исследование общих способностей как детерминант метакогнитивной регуляции управленческой деятельности. Ярославский педагогический вестник, 2, 136–143.

Карпов, А. В., Скитяева, И. М. (2005). Психология метакогнитивных процессов. М.: Ин-т психологии РАН.

Леонтьев, Д. А. (2016). Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал. Сибирский психологический журнал, 62, 18–37.

Литвинов, А. В., Иволина, Т. В. (2013). Метакогниция: Понятие, структура, связь с интеллектуальными и когнитивными способностями (по материалам зарубежных исследований). Современная зарубежная психология, 3, 59–70.

Макарова, Д. Н. (2018). Индивидуальные паттерны метакогнитивной регуляции интеллектуальной деятельности студентов. Петербургский психологический журнал, 22, 88–112.

Расщепкина, Н. А. (2015). Общекультурные компетенции как компоненты инновационного потенциала студента технического вуза. Научное мнение, 4(2), 22–28.

Савин, Е. Ю., Фомин, А. Е. (2014). Обобщенные и предметно-специфичные метакогнитивные навыки в учебной деятельности студентов. Психологические исследования, 7(37), 8–22.

Самойличенко, А. К., Рожкова, Ю. А., Токмакова, А. А. (2016). Влияние метакогнитивных процессов на успеваемость студентов (на примере студентов экономического профиля). Азимут научных исследований: Педагогика и психология, 5(4(17)), 393–395.

Фомин, А. Е. (2017). Роль метакогнитивного мониторинга знаний в академической успешности учащихся: опыт теоретического и эмпирического анализа. Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы II международной научно-практич. конф. (с. 125–132). Калуга: Изд-во АКФ «Политоп».

Щербакова, О. В. (2011). Метакогнитивная регуляция интеллектуальной деятельности. Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях: Тезисы докладов (с. 235–237). Нижний Новгород.

Ahmadi, M. R., Ismail, H. N., Abdullah, M. K. K. (2013). The Importance of Metacognitive Reading Strategy Awareness in Reading Comprehension. English Language Teaching, 6(10), 235–244.

Ayersman, D. J. (1995). Effects of Knowledge Representation Format and Hypermedia Instruction on Metacognitive Accuracy. Computers in Human Behavior, 11(3), 533.

Cleary, T. J., Kitsantas, A. (2017). Motivation and Self-Regulated Learning Influences on Middle School Mathematics Achievement. School Psychology Review, 46, 88–107. doi: https://doi.org/10.1080/02796015.2017.12087607

Delclos, V. R., Harrington, C. (1991). Effects of strategymonitoring and proactive instruction on children’s problem-solving performance. Journal of Educational Psychology, 83, 35–42.

Flavell, J. H. (1979). Metacognition and cognitive monitoring: a new area of cognitive-developmental inquiry. American Psychologist, 34(10), 906–911.

Garner, R. (1987). Metacognition and Reading Comprehension. NJ: Ablex Publishing.

Glaser, R., Chi, M. T. (1988). The Nature of Expertise (pp. xv–xxviii). NJ: Erlbaum.

Isaacson, R. M., Fujita, F. (2006). Metacognitive Knowledge Monitoring and Self-Regulated Learning: Academic Success and Reflections on Learning. Journal of the Scholarship of Teaching and Learning, 6(1), 39–55.

Jaleel, S., Premachandran, P. A. (2016). Study on the Metacognitive Awareness of Secondary School Students. Universal Journal of Educational Research, 4(1), 165–172. doi: http://dx.doi.org/10.13189/ujer.2016.040121

Kallio, H., Virta, K., Kallio, M. (2018). Modelling the Components of Metacognitive Awareness. International Journal of Educational Psychology, 7(2), 94–122. doi: http://dx.doi.org/10.17583/ijep.2018.2789

Martinez, M. E. (2006). What is metacognition? VA: Phi Delta Kappan.

Morales Bueno, P., Santos Rodas, R. (2021). Distance learning and metacognitive awareness: a positive relationship? ICERI2021 Proceedings, 7775–7780. doi: https://dx.doi.org/10.21125/iceri.2021.1746

Nickerson, R. S. (1986). CHAPTER 13 - The Teaching of Thinking and Problem Solving. In: Thinking and Problem Solving (pp 409–449). San Diego: Academic Press. doi: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-057299-4.50019-0

Pintrich, P. R., Schunk, D. H. (2002). Mоtivatiоn in educatiоn: Theоry, research, and applicatiоns. NJ: Merrill Prentice-Hall.

Pressley, M., Borkowski, J. G., Schneider, W. (1987). Cognitive strategies: Good strategy users coordinate metacognition and knowledge. In R. Vasta, G.Whitehurst, eds., Annals of Child Development, 5 (P. 890-129). CT: JAI Press.

Pressley, M., Ghatala, E. S. (1990). Self-regulated learning: Monitoring learning from text. Educational Psychologist, 25, 19–33.

Rahman, A., Ferdous, S., Milon, M. H. (2021). An Empirical Investigation on Metacognitive Awareness of Educational Stakeholders in Bangladesh. Asian Profile, 49(3), 199–209.

Ramadhanti, D., Yanda, D. P. (2021). Students’ Metacognitive Awareness and Its Impact on Writing Skill. International Journal of Language Education, 5(3), 193–206. doi: http://dx.doi.org/10.26858/ijole.v5i3.18978

Ray, K., Smith, M. C. (2010). The kindergarten child: What teachers and administrators need to know to promote academic success in all children. Early Childhood Education Journal, 38(1), 5–18. doi: https://doi.org/10.1007/s10643-010-0383-3

Reynolds, R. E. (1992). Selective attention and prose learning: Theoretical and empirical research. Educational Psychology Review, 4, 345–391.

Schneider, W., Lockl, K. (2002). The development of metacognitive knowledge in children and adolescents. Applied metacognition. Cambridge, UK: Cambridge University Press.

Schneider, W., Pressley, M. (1989). Memory Development Between 2 and 20. New York: Springer-Verlag.

Schraw, G. (1998). Promoting General Metacognitive Awareness. Instructional Science, 26, 113–125.

Schraw, G. (1994). The effect of metacognitive knowledge on local and global monitoring. Contemporary Educational Psychology, 19, 143–154.

Schraw, G., Crippen, K. J., Hartley, K. (2006). Promoting self-regulation in science education: Metacognition as part of a broader perspective on learning. Research in science education, 36(1–2), 111–139.

Schraw, G., Dennison, R. S. (1994). Assessing Metacognitive Awareness. Contemporary Educational Psychology, 19, 460–475.

Schraw, G., Dunkle, M. E., Bendixen, L. D., Roedel, T. D. (1995). Does a general monitoring skill exist? Journal of Educational Psychology, 87, 433–444. doi: https://doi.org/10.1037/0022-0663.87.3.433

Schraw, G., Moshman, D. (1995). Metacognitive Theories. Educational Psychology Review, 7(4), 351–371.

Schunk, D. H., Greene, J. A. (2018). Historical, contemporary, and future perspectives on self-regulated learning and performance. Routledge/Taylor & Francis Group, 1–15.

Siddiqui, G. K., Taj, S., Maqsood, F. (2020). Metacognitive Awareness, Procrastination and its Impact on Students’ Academic Performance. Journal of Education & Social Research, 3(4), 400–406.

Tobias, S., Everson, H. (2000). Assessing Metacognitive Knowledge Monitoring. G. Schraw, J. C. Impara (Ed.). Issues in the measurement of metacognition (P. 147–222). Lincoln, NE: Buros Institute of Mental Measurement.

White, B. A. (2005). Theoretical Framework and Approach for Fostering Metacognitive Development. Educational Psychologist, 40(4), 211—223.

Yavuz, D., Memiş, A. (2010). Investigation of Self-Efficacy Perception and Metacognitive Awareness of Prospective Teachers. The International Journal of Research in Teacher Education, 1(1), 12–27.

Young, А., Fry, J. D. (2008). Metacognitive awareness and academic achievement in college students. Journal of the Scholarship of Teaching and Learning, 8(2), 1–10.

Загрузки

Опубликован

2022-02-28

Как цитировать

Беликова, М. Е. (2022). Проблематика метакогнитивной осознанности в педагогической психологии. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(1), 24–39. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-1-24-39

Выпуск

Раздел

Педагогическая психология