Особенности медиапотребления студентов и риски распространения в социальных сетях экстремистских идей

Авторы

  • Надежда. В. Сиврикова Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
  • Федор А. Иванов Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-2-25-39

Ключевые слова:

социальные сети, экстремизм, медиапотребление, критичность восприятия информации, радикализация молодежи

Аннотация

Статья раскрывает актуальную проблему распространения экстремистских идей среди молодежи через социальные сети. Во Введении показана социальная значимость проблемы профилактики распространения экстремизма. Оцениваются психологические особенности молодежи как группы риска. Новизна исследования состоит в обзоре исследований особенностей медиапотребления студентов. В разделе «Методы» приводится схема эмпирического исследования. Для сбора эмпирических данных использовался онлайн опрос, в котором приняли участие 1950 студентов. Для математической обработки результатов исследования использовались: факторный и корреляционный анализы, а также D-критерий Сомерса. В разделе «Результаты» представлены результаты изучения таких особенностей медиапотребления как: популярность различных социальных сетей среди молодежи, уровень критичности восприятия информации, степень доверия к разным источникам информации; способы проверки подозрительной информации. В ходе исследования было установлено, что самой популярной среди студентов является социальная сеть ВКонтакте, а самыми непопулярными - Facebook и Твиттер. Студенты не склонны доверять медиаинформации. В качестве ресурсов для проверки подозрительной информации они чаще всего называют интернет-сообщества. Больше всего студенты доверяют своему опыту и семье. Меньше всего они доверяют СМИ и учителям. В разделе «Обсуждение результатов» полученные данные сопоставляются с результатами других исследований и формулируется вывод о том, что социальные сети являются фактором распространения радикальных идей. Кроме того, на уровень распространения экстремистских идей оказывают влияние критичность в отношении получаемой информации и уровень доверия к различным источникам информации. В Заключении обобщены выводы по результатам исследования. Полученные данные представляют интерес для широкого круга специалистов: педагогов, психологов, социологов и т.д. Они могут использоваться при разработке профилактических и коррекционных программ.

Библиографические ссылки

Будко, Д. В., Нежинская, К. С. (2019). Проблема профилактики экстремизма среди молодёжи. В: ПАРАДИГМА-ДВ 2019. Материалы Регионального конкурса научных работ в сфере психолого-педагогической профилактики негативных явлений среди молодежи (С. 15–19). Комсомольск-на-Амуре: АГПГУ.

Демченко, А. М., Кремнев, В. В., Неверов, А. Н., Неверова, А. В., Пьяных, Д. С. (2022). Доверие к источникам информации в условиях ее избыточности: экономико-психологический и нейроэкономический аспект. Ученые записки Института психологии РАН, 2(2), 64–78.

Карпова, А. Ю., Савельев, А. О., Вильнин, А. Д., Чайковский, Д. В. (2019). Новые технологии выявления ультраправых экстремистских сообществ в социальных медиа. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 52, 138–147. doi: https://doi.org/10.17223/1998863X/52/14

Карпова, А. Ю., Савельев, А. О., Вильнин, А. Д., Чайковский, Д. В. (2020). Изучение процесса онлайн-радикализации молодежи в социальных медиа (междисциплинарный подход). Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3, 159–181. doi: https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1585

Михайлов, А. В. (2021). Социальные сети как платформа распространения экстремизма. Инновации. Наука. Образование, 35, 2492–2496.

Нагорный, А., Попов, А. (2021). Профилактика экстремизма и терроризма среди молодежи России. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки, 7(1), 105–115. doi: https://doi.org/10.37279/2413-1733-2021-7-1-105-115

Ойдуп, Т. М., Монгуш, С. П. (2022). Медиапотребление жителей республики Тыва. Природные ресурсы, среда и общество, 1(13), 55–59.

Перепелкин, Г. Е. (2009) Молодёжный экстремизм как угроза общественной безопасности. Правовая культура, 1(6), 147–155.

Сиврикова, Н. В. (2017). Социальная реклама как технология профилактики экстремизма. В: Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции по профилактике экстремизма (С. 371–378). Уфа: Мирпечати.

Allington, D., Buarque, B. L., Flores, D. B. (2020). Flores Antisemitic conspiracy fantasy in the age of digital media: Three ‘conspiracy theorists’ and their YouTube audiences. Language and Literature, 30(1), 78–102. doi: https://doi.org/10.1177/0963947020971997

Álvarez-Huerta, P., Muela, A., Larrea, I. (2022). Disposition toward critical thinking and creative confidence beliefs in higher education students: The mediating role of openness to diversity and challenge. Thinking Skills and Creativity, 43, 101003 doi: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2022.101003

Borelli, M. (2021). Social media corporations as actors of counter-terrorism. New Media & Society. doi: https://doi.org/10.1177/14614448211035121

Cherney, A., Belton, E., Norham, S. A. B., Milts, J. (2022). Understanding youth radicalisation: an analysis of Australian data. Behavioral Sciences of Terrorism and Political Aggression, 14(2), 97–119. doi: https://doi.org/10.1080/19434472.2020.1819372

Conway, M. (2016). Determining the Role of the Internet in Violent Extremism and Terrorism: Six Suggestions for Progressing Research. Studies in Conflict & Terrorism, 40(1), 77–98. doi: https://doi.org/10.1080/1057610X.2016.1157408

Ferrara, E. (2017). Contagion dynamics of extremist propaganda in social networks. Information Sciences, 418–419, 1–12. doi: https://doi.org/10.1016/j.ins.2017.07.030

Gorbatkova, O. (2021). Structural and Substantial Constructs of “Teenage Extremism” Concept in Syntagma of Modern Media Discourse of Transforming Russian Society. International Journal of Media and Information Literacy, 6(2), 311–320. doi: https://doi.org/10.13187/ijmil.2021.2.311

Henschke, A., Reed, A. (2021). Toward an Ethical Framework for Countering Extremist Propaganda Online. Studies in Conflict & Terrorism, 1–18 doi: https://doi.org/10.1080/1057610X.2020.1866744

Jensen, M. A., Seate, A. A., James, P. A. (2018). Radicalization to Violence: A Pathway Approach to Studying Extremism. Terrorism and Political Violence, 32, 1–24. doi: https://doi.org/10.1080/09546553.2018.1442330

Phadke, S., Mitra, T. (2021). Educators, Solicitors, Flamers, Motivators, Sympathizers: Characterizing Roles in Online Extremist Movements. Proc. ACM Hum.-Comput. Interact, 5(CSCW2), 111. doi: https://doi.org/10.1145/1122445.1122456

Загрузки

Опубликован

2022-04-28 — Обновлена 2022-04-28

Версии

Как цитировать

Сиврикова, Н. В. ., & Иванов, Ф. А. (2022). Особенности медиапотребления студентов и риски распространения в социальных сетях экстремистских идей. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(2), 25–39. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-2-25-39

Выпуск

Раздел

Общая психология, психология личности, история психологии