Взаимосвязь между стилями семейного воспитания и уровнем креативности и тревожности у детей младших школьников

Авторы

  • Дарья С. Агулова Донской государственный технический университет
  • Галина П. Звездина Донской государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-3-43-55

Ключевые слова:

креативность, творческое мышление, стили семейного воспитания, демократический стиль воспитания, тревожность, младший школьный возраст, отношения в семье

Аннотация

В статье рассматривается представление о стилях семейного воспитания, как о факторах, влияющих на проявление креативности у детей младшего школьного возраста. Новизна работы заключается в том, что проведенное эмпирическое исследование является одним из немногих исследований, посвященных изучению взаимосвязи стилей семейного воспитания и проявлений креативности и тревожности детьми младшего школьного возраста. Во Введении автором обозревается актуальность исследования, обусловленная высоким запросом на обеспечение всех сфер общественной жизни кадрами, имеющими нестандартное, творческое мышление, и, вместе с тем, отсутствием понимания того, каким образом отношения в семье влияют на развитие креативности у детей. Приводится анализ различным подходов к проблеме креативности и творческого мышления. В качестве эмпирического объекта исследования выступили 60 детей, в возрасте от 8 до 11 лет и их родители. В разделе «Методы» перечислены статистические методы, а также методический инструментарий: Тест Торренса, Опросник Кетелла, Методика Степанова. Результаты исследования показывают взаимосвязь между стилями родительского воспитания, креативностью и тревожностью у детей. В разделе «Обсуждение результатов» автор отмечает, что в семьях с демократическим стилем воспитания, у детей больше условий для развития их креативности и творческого потенциала, так как здесь родитель осознает важность своей роли, давая при этом ребёнку много пространства для развития. Уровень тревожности в подобных семьях у детей ниже.

Библиографические ссылки

Герингер, Е. Н. (2020). Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения. Modern Science, 3–3, 205–209.

Кирьякова, А. В., Мороз, В. В. (2014). Аксиология креативности. М.: Дом педагогики.

Кучина, Т. И. (2018). Детско-родительские отношения и созависимость личности старшеклассников. Известия Тульского государственного университета. Серия: Педагогика, 1, 69–75.

Мартищина, Н. В. (2016). Креативность: образовательные технологии развития. Психолого-педагогический поиск, 3(39), 36–43.

Санжаева, Р. Д., Бадмаева, Х. Т. (2013). Развитие креативности у детей младшего школьного возраста. Вестник Бурятского государственного университета, 5, 74–77.

Спивак, И. М. (2011). Генетика креативности – подходы и предварительные результаты. В: Одарённые дети: проблемы, перспективы, развитие. Материалы Северо-Западной региональной научно-практической конференции (С. 185–190). Санкт-Петербург.

Хазратова, Н. В. (1994). Формирование креативности под влиянием микросреды (кандидатская диссертация). Москва.

Эфроимсон, В. П. (1998). Гениальность и генетика. М: Русский мир.

Baumrind, D. (1989). Rearing competent children. In Damon, W. (ed.): Child Development Today and Tomorrow (pp. 349–378). Jossey-Bass, San Francisco.

Fijałkowska, D., Bielawska-Batorowicz, E. (2020). A longitudinal study of parental attachment: Pre- and postnatal study with couples. Journal of Reproductive and Infant Psychology, 38(5), 509–522.

Jankowska, D. M., Gralewski, J. (2022). The familial context of children’s creativity: parenting styles and the climate for creativity in parent–child relationship. Creativity Studies, 15(1), 1–24.

Kwaśniewska, J. M., Gralewski, J., Witkowska, E. M., Kostrzewska, M., Lebuda, I. (2018). Mothers’ personality traits and the climate for creativity they build with their children. Thinking Skills and Creativity, 27, 13–24.

Neufeld, G., Mate, G. (2019). Hold on Your kids: Why parents need to matter more than peers. Vermilion, 78(9), 332.

Rogers, K. (1995). On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin.

Venkatasubramanian, G., Kalmady, S. (2010). Creativity, psychosis and human evolution: The exemplar case of neuregulin 1 gene. Indian Journal of Psychiatry, 52(3), 282.

Загрузки

Опубликован

2022-06-28

Как цитировать

Агулова, Д. С., & Звездина, Г. П. (2022). Взаимосвязь между стилями семейного воспитания и уровнем креативности и тревожности у детей младших школьников. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(3), 43–55. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-3-43-55

Выпуск

Раздел

Возрастная психология