Возможности искусственного интеллекта в поиске приемных родителей для детей-сирот

Авторы

  • Зоя И. Лаврентьева Новосибирский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-3-56-69

Ключевые слова:

дети-сироты, приемные родители, замещающая семья, цифровая платформа, искусственный интеллект

Аннотация

Во Введении обозначена потребность использования искусственного интеллекта в организации контактов между приемными родителями и детьми, оставшимися без попечения родителей. Актуальность темы вызвана необходимостью учета многочисленных переменных характеристик будущей замещающей семьи и принимаемого ребенка. Новизна исследования заключается в изучении возможности искусственного интеллекта с помощью независимых показателей найти совпадения запросов семьи и ребенка. В разделе «Методы» описывается анализ передовой педагогической практики использования цифровой платформы «Все свои», созданной специалистами Благотворительного фонда «Солнечный город» г. Новосибирска. В настоящее время на платформе зарегистрировано 570 детей, 140 специалистов служб сопровождения и опеки, создано 200 личных кабинетов кандидатов в приемные родители. Теоретической основой обращения к искусственному интеллекту в поиске семьи для детей-сирот являются: научность сведений, принятых в качестве наполнения содержания цифровой платформы; ориентированность на человека и его гуманистическую составляющую; адресность; опосредованность взаимодействия с чиновниками; нацеленность на общественную солидарность.

В разделе «Результаты» отражается, что в качестве педагогических условий эффективности использования искусственного интеллекта в поиске приемных родителей для ребенка выступают: сопровождение участников платформы специалистами; наглядность получения информации о ресурсах семьи для конкретного ребенка посредством матриц совпадения запросов семьи и ребенка; вовлеченность родителей в самоанализ ресурсов семьи и личностных ресурсов; использование платформы как предварительного этапа, за которым обязательно следует личное взаимодействие приемных родителей со специалистом службы сопровождения. В Обсуждении результатов говорится, что создание платформы «Все свои» является первой попыткой в Российской Федерации использовать искусственный интеллект с целью организации встречи ребенка и его будущей приемной семьи. В Заключении автором отмечается, что впервые были раскрыты теоретические предпосылки и выявлены педагогические условия использования цифровой платформы, позволяющие учитывать максимально возможные критерии ресурсности семьи и ребенка.

Биография автора

Зоя И. Лаврентьева, Новосибирский государственный педагогический университет

Научный руководитель лаборатории «Социальное воспитание» института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета.

Доктор педагогических наук, профессор.

Профессор кафедры педагогики и психологии института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета.

Библиографические ссылки

Гайфуллина, Н. Г., Исмаилова, Н. И. (2020). Мотивация принятия ребенка и функции будущих приемных родителей. Проблемы современного педагогического образования, 68–1, 323–326.

Галагузова, Ю. Н., Мазурчук, Н. И. (2020). Замещающая семья как психолого-педагогический феномен: структурно-функциональные особенности и типичные сложности. Психология. Психофизиология, 13(1), 62–69.

Гельмутдинова, М. Р. (2022). Педагогическая модель по адаптации приемного ребенка в замещающей семье. Казанский педагогический журнал, 2(151), 188–194.

Колесникова, Г. И. (2018). Искусственный интеллект: проблемы и перспективы. Видеонаука, 2(10), 34–39.

Лаврентьева, З. И. (2021а). Педагогические основы создания цифрового сервиса для будущих замещающих родителей. Сибирский педагогический журнал, 1, 33–43. doi: http://dx.doi.org/10.15293/1813-4718.2201.03

Лаврентьева, З. И. (2021б). Цифровая платформа как технология семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социально-политические исследования, 4(13), 110–120.

Макулин, А. В. (2016). Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере и цифровая философия. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2, 76–86.

Пронина, А. Н., Маркова, С. В., Мартынова, Л. Н. (2020). Жизненные ценности и направленность личности приемных родителей, проживающих в мегаполисе и сельской местности. Педагогика и психология образования, 4, 170–184. doi: https://www.doi.org/10.31862/2500-297X-2020-4-170-184

Самойловская, А. Н., Чеботарева, Е. Ю. (2020). Отношение кровных детей-подростков к приемным детям. Психология и психотерапия семьи, 3–4, 5–25.

Стреленко, А. А. (2020). Социальное восприятие приемного ребенка в замещающей семье. The Scientific Heritage, 4(44), 66–71.

Федорова, Ю. А., Еремеев, В. Ю., Карташов, Н. И. (2019). Психологические особенности кандидата в замещающие родители. Проблемы современного педагогического образования, 64–4, 315–317.

Andersson, G. (2001). The Motives of Foster Parents, Their Family and Work Circumstances. British Journal of Social Work, 31(2), 235–248. doi: https://doi.org/10.1093/bjsw/31.2.235

Forrester, D., Westlake, D., Glynn, G. (2012). Parental resistance and social worker skills: Towards a theory of motivational social work. Child & Family Social Work. Special Issue: Parental Engagement with Services when Children may be at Risk, 17(2), 118–129. doi: https://doi.org/10.1111/j.1365-2206.2012.00837.x

Laird, S. E., Morris, K., Archard, P., Clawson, R. (2017). Changing practice: The possibilities and limits for reshaping social work practice, Qualitative Social Work, 17(4), 577–593. doi: https://doi.org/10.1177/1473325016688371

Marcenko, M., Brown, R., DeVoy, P. R., Conway, D. (2010). Engaging parents: Innovative approaches in child welfare. Protecting Children. American Humane, 25(1), 23–34.

Загрузки

Опубликован

2022-06-28

Как цитировать

Лаврентьева, З. И. (2022). Возможности искусственного интеллекта в поиске приемных родителей для детей-сирот. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(3), 56–69. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-3-56-69

Выпуск

Раздел

Социальная психология