Исследование технологий гуманных воздействий преподавателя с целью развития мотивации студентов

Авторы

  • Ася С. Берберян Российско-Армянский университет
  • Анна А. Григорян Российско-Армянский университет

Ключевые слова:

гуманные воздействия, преподаватели, мотивация, познавательные мотивы

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные для системы высшего образования вопросы, связанные с основными видами гуманных воздействий преподавателей на студентов, их ролью в развитии мотивации в образовательном процессе. В частности, рассматривается уровень продуктивности деятельности преподавателей с гуманистической ориентацией, эффективность воздействия преподавателя на студентов при различных формах воздействия. Во Введении обозначаются цель, гипотезы, задачи, методологическая основа исследования. Цель исследования: изучение технологий гуманных воздействий преподавателя на обучающихся для развития мотивации студентов на занятиях. Анализ теоретической литературы показал важность гуманных воздействий преподавателя на студентов и роли мотивации в образовательном процессе. Методы исследования: тестирование и анкетирование, в том числе авторский опросник и методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой).  В разделе Результаты представлены полученные авторами данные. В эмпирической части исследования мы получили следующие результаты: доминирующими мотивами учебной деятельности являются профессиональные и учебно-познавательные мотивы; наименее выражены мотивы среди студентов - мотивы избегания, мотивы престижа и мотивы творческой самореализации. В разделе Обсуждение результатов авторы указывают, что согласно многочисленным научным исследованиям, наиболее эффективными в учебном процессе в вузе являются именно гуманные (позитивные) воздействия преподавателей на обучающихся. Выявленные в нашем эмпирическом исследовании результаты показали взаимосвязь между использованием технологий гуманных воздействий преподавателей на студентов и уровнем мотивации студентов. Новизна исследования заключается в том, что наиболее часто используемыми гуманные (позитивные) воздействия преподавателей на обучающихся, выявленные в нашем исследовании, являются «совет и предложение» и «поощрение самостоятельности», что положительно сказывается на познавательной мотивации учебной деятельности студентов.

Библиографические ссылки

Абакумова И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (Психолого-дидактический подход). Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 2003. 480 с.

Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Просвещение, 1976. 375 с.

Байбородова Л. В., Рожков М. И. Теория и методика воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2016. 415 с.

Берберян А. С. Психология высшего образования в контексте гуманизации: учебное пособие. Прага, 2014. 188 с.

Бодалев A. A., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Проблемы общения и воспитания, Ч. 1. Тарту, 1974. С. 185–192.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Санкт-Петербург: Питер, 2015. 400 с.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ. 2015. 678 с.

Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.

Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Москва: АСТ, 2016. 544 с.

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2014. 509 с.

Мещерякова И. Н. Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов различных курсов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. №. 4. С. 137–143.

Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов: Учебное пособие. Москва: Академия, 2015. 112 с.

Закунова Е. Д., Анисимова А. Е., Слюзнева К. В., Гордеев К. С., Жидков А. А. Мотивация студентов к обучению // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/11/88167 (дата обращения: 15.09.2020).

Клепцова Е. Ю., Рубцова Д. О. Проблемы мотивации студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 32. С. 60–66.

Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 2. С. 3–18.

Мельников В. Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник НовГУ. 2016. № 5(96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-k-obucheniyu-studentov-v-vuze-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 07.12.2018).

Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М: Педагогика, 1980. 96 с.

Kember D. Understanding the nature of motivation and motivating students through teaching and learning in higher education. Springer Science+Business Media, 2016. 153 p.

Maslow A. Motivation and Personality. NY: Addison-Wesley, 1987.

Rogers C. R. On Becoming a Person. Boston: Houghton Mifflin, 1961.

Загрузки

Опубликован

2020-11-30

Как цитировать

Берберян, А. С., & Григорян, А. А. (2020). Исследование технологий гуманных воздействий преподавателя с целью развития мотивации студентов . Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 3(2), 22–31. извлечено от https://inov-ppd.ru/index.php/inov/article/view/2

Выпуск

Раздел

Психология