Особенности смыслообразования младших школьников в условиях включённого обучения

Авторы

  • Елена А. Мацюк Донской государственный технический университет https://orcid.org/0000-0002-8575-5845
  • Юрий А. Комаров Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 22»

Ключевые слова:

смыслообразование, особые образовательные потребности, речевые расстройства, смыслодидактическая модель обучения

Аннотация

В статье представлен обзор содержания и преемственности дидактических концепций   включённого обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассмотрены особенности дискурсивного подхода отечественных исследователей к определению уровней, вариантов и требований освоения результатов образовательной программы этой категорией детей в процессе обучения в начальной школе.  Проанализирована распространённость речевых расстройств у детей с ОВЗ, теоретические исследования  и практические  результаты, указывающие на особые образовательные потребности детей с патологией речи, противоречия интегративного подхода в образовании и возможности  их  через применение  смысловой педагогики. Ставится  проблема проектирования   дидактической   модели обучения детей младшего школьного возраста  с речевыми нарушениями,  эффективно  использующей смыслоинициирующие технологии для способной обеспечить условия для формирования навыков самопознания, позитивного образа «Я», полноценного социального развития в группе сверстников  и адекватного восприятия себя в окружающем мире.   Авторами высказывается предположение, что дети с расстройствами речи, имеющие потенциальные предпосылки интеллектуального развития, способны преодолевать коммуникативные, познавательные и личностные барьеры в обучении при создании дидактических условий запуска механизма смысловых инициаций обучающихся благополучнее детей с другими проявления ограниченных возможностей здоровья. Предпринята попытка создания смыслодидактической модели обучения младших школьников с речевыми расстройствами в условиях включённого обучения, способной повысить эффективность   образовательного процесса и повысить   адаптационные возможности   детей с речевыми расстройствами в социуме.

Библиографические ссылки

Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2003. 480 с.

Абакумова И. В. Смыслодидактика: учебное пособие для магистрантов отделений педагогики и психологии. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2008. 320 с.

Абакумова И.В. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2006. 256 с.

Абакумова И. В., Белоусова А. К., Зорина Е. С., Максимович Е., Николаева Е.А., Нурмухамедова И. В., Стошич Л., Федотова О. Д. Психолого- педагогические основы инновационных методов обучения в высшей школе. М: РУСАЙНС, 2019. 228 с.

Абакумова И. В., Годунов М. В., Енин Е. А, Генердукаева З. Ш. Стратегии смыслообразования: современные представления в работах отечественных исследователей. М.: КРЕДО, 2016. 36 с.

Абакумова И. В., Годунов М. В., Пеньков Д. В. Смыслообразующие стратегии: потенциал современных исследований. М.: КРЕДО, 2019. 44 с.

Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Косикова Л. В. Смысловая сфера подростков: особенности развития в условиях включенного обучения. М.: КРЕДО, 2016. 116 с.

Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Фоменко В. Т. Новодидактика. Книга 1. Методология и технологии обучения: в поисках развивающего ресурса. М.: КРЕДО, 2013. 162 с.

Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 35-47.

Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М: Смысл, 2019, 448 с.

Баева Е. И. Графическое моделирование как смыслотехника в учебном процессе // Северо- Кавказский психологический вестник. 2014. № 12/4. С. 21-27.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.

Гормин А. С. Барьерная педагогика — педагогика обучения одаренных подростков // Интеграция образования. 2003. № 4. С.103-108.

Ермаков П. Н., Абакумова И. В., Осипова А. А. Смысловые барьеры в обучении: дидиактическое содержание и технологии преодоления. М.: КРЕДО, 2016. 274 с.

Колтунова Е. А. Психологические особенности символизации у неслышаших в период юности. Автореф. дис... канд. псих. наук. Ростов-на-Дону, 2015. 20 с.

Кузенко С.С. Деформации смысловой сферы подростков с коммуникативно-личностными нарушениями. Автореф. дис... канд. псих. наук. Ростов-на-Дону, 2008. 24 с.

Корнеева Е.Н. Нестандартные дети. Интегративная регуляция образовательного взаимодействия школьников с ЗПР, детей из семей мигрантов, учащихся с признаками одарённости. Ярославль: Академия развития, 2007. 144 с.

Лопатина Л. В., Недоленко С. В., Яковлев С. Б., Современные тенденции образования детей с тяжелыми нарушениями речи // Логопедия. 2015. № 2. С. 54-47.

Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального школьного образования детьми с ОВЗ //Альманах Института Коррекционной педагогики РАО. 2010. № 14. С. 9-12.

Осмоловская И. М., Краснова Л. А. Проблема междисциплинарности в исследованиях процесса обучения // Образование и наука. 2017. Т.19, № 7. С. 9-25.

Симановский А. Э., Ершова Н. Г. Развитие творческого воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи // Ярославский педагогический вестник. Коррекционная педагогика. 2015. № 4. С. 135-142.

Чиркина Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей // Учёные записки. 2012. № 2. С. 155-166.

Загрузки

Опубликован

2019-06-15

Как цитировать

Мацюк, Е. А., & Комаров, Ю. А. (2019). Особенности смыслообразования младших школьников в условиях включённого обучения. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 2(1), 25–38. извлечено от https://inov-ppd.ru/index.php/inov/article/view/29

Выпуск

Раздел

Статьи