Особенности смыслообразования младших школьников в условиях включённого обучения
Ключевые слова:
смыслообразование, особые образовательные потребности, речевые расстройства, смыслодидактическая модель обученияАннотация
В статье представлен обзор содержания и преемственности дидактических концепций включённого обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассмотрены особенности дискурсивного подхода отечественных исследователей к определению уровней, вариантов и требований освоения результатов образовательной программы этой категорией детей в процессе обучения в начальной школе. Проанализирована распространённость речевых расстройств у детей с ОВЗ, теоретические исследования и практические результаты, указывающие на особые образовательные потребности детей с патологией речи, противоречия интегративного подхода в образовании и возможности их через применение смысловой педагогики. Ставится проблема проектирования дидактической модели обучения детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, эффективно использующей смыслоинициирующие технологии для способной обеспечить условия для формирования навыков самопознания, позитивного образа «Я», полноценного социального развития в группе сверстников и адекватного восприятия себя в окружающем мире. Авторами высказывается предположение, что дети с расстройствами речи, имеющие потенциальные предпосылки интеллектуального развития, способны преодолевать коммуникативные, познавательные и личностные барьеры в обучении при создании дидактических условий запуска механизма смысловых инициаций обучающихся благополучнее детей с другими проявления ограниченных возможностей здоровья. Предпринята попытка создания смыслодидактической модели обучения младших школьников с речевыми расстройствами в условиях включённого обучения, способной повысить эффективность образовательного процесса и повысить адаптационные возможности детей с речевыми расстройствами в социуме.
Библиографические ссылки
Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2003. 480 с.
Абакумова И. В. Смыслодидактика: учебное пособие для магистрантов отделений педагогики и психологии. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2008. 320 с.
Абакумова И.В. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2006. 256 с.
Абакумова И. В., Белоусова А. К., Зорина Е. С., Максимович Е., Николаева Е.А., Нурмухамедова И. В., Стошич Л., Федотова О. Д. Психолого- педагогические основы инновационных методов обучения в высшей школе. М: РУСАЙНС, 2019. 228 с.
Абакумова И. В., Годунов М. В., Енин Е. А, Генердукаева З. Ш. Стратегии смыслообразования: современные представления в работах отечественных исследователей. М.: КРЕДО, 2016. 36 с.
Абакумова И. В., Годунов М. В., Пеньков Д. В. Смыслообразующие стратегии: потенциал современных исследований. М.: КРЕДО, 2019. 44 с.
Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Косикова Л. В. Смысловая сфера подростков: особенности развития в условиях включенного обучения. М.: КРЕДО, 2016. 116 с.
Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Фоменко В. Т. Новодидактика. Книга 1. Методология и технологии обучения: в поисках развивающего ресурса. М.: КРЕДО, 2013. 162 с.
Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 35-47.
Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М: Смысл, 2019, 448 с.
Баева Е. И. Графическое моделирование как смыслотехника в учебном процессе // Северо- Кавказский психологический вестник. 2014. № 12/4. С. 21-27.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
Гормин А. С. Барьерная педагогика — педагогика обучения одаренных подростков // Интеграция образования. 2003. № 4. С.103-108.
Ермаков П. Н., Абакумова И. В., Осипова А. А. Смысловые барьеры в обучении: дидиактическое содержание и технологии преодоления. М.: КРЕДО, 2016. 274 с.
Колтунова Е. А. Психологические особенности символизации у неслышаших в период юности. Автореф. дис... канд. псих. наук. Ростов-на-Дону, 2015. 20 с.
Кузенко С.С. Деформации смысловой сферы подростков с коммуникативно-личностными нарушениями. Автореф. дис... канд. псих. наук. Ростов-на-Дону, 2008. 24 с.
Корнеева Е.Н. Нестандартные дети. Интегративная регуляция образовательного взаимодействия школьников с ЗПР, детей из семей мигрантов, учащихся с признаками одарённости. Ярославль: Академия развития, 2007. 144 с.
Лопатина Л. В., Недоленко С. В., Яковлев С. Б., Современные тенденции образования детей с тяжелыми нарушениями речи // Логопедия. 2015. № 2. С. 54-47.
Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального школьного образования детьми с ОВЗ //Альманах Института Коррекционной педагогики РАО. 2010. № 14. С. 9-12.
Осмоловская И. М., Краснова Л. А. Проблема междисциплинарности в исследованиях процесса обучения // Образование и наука. 2017. Т.19, № 7. С. 9-25.
Симановский А. Э., Ершова Н. Г. Развитие творческого воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи // Ярославский педагогический вестник. Коррекционная педагогика. 2015. № 4. С. 135-142.
Чиркина Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей // Учёные записки. 2012. № 2. С. 155-166.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2019 Мацюк Е.А., Комаров Ю.А.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.