Скорочтение как инструмент развития личности

Авторы

  • Ангелина М. Билая Донской государственный технический университет

Ключевые слова:

скорочтение, развитие личности, быстрое чтение, артикуляция, регрессии, обучение, обучающиеся

Аннотация

В статье представлен обзор теоретических подходов к скорочтению в отечественной и зарубежной науке, рассмотрены практические методы увеличения скорости чтения, а также проведен анализ влияния скорочтения на личность в целом. Во Введении автором раскрывается актуальность темы, которая определяется социальным запросом на инновационные методы обучения в целом и методы эффективного чтения в частности. В Теоретическом обосновании автором рассматриваются работы российских и зарубежных авторов, посвященные вопросам: исследования феномена скорочтения как приобретенного навыка, способов развития этого навыка и помехам, затрудняющим обучение, анализу чтения как психофизиологического процесса, его технической и смысловой составляющих, а также влиянию чтения на личность. Успешность применения обучающих инструментов развития скорости и качества чтения зависит от точности и глубины теоретического понимания психологических механизмов, лежащих в основе овладения навыком скорочтения. Чтение является сложнейшим когнитивным навыком. Овладение навыком быстрого чтения без потери качества усвоения прочитанного требует особой организации обучающего процесса с учетом понимания когнитивных механизмов, лежащих в основе скорочтения, с одной стороны, и мотивационно-смыслового компонента личности обучающегося, с другой. Новизна исследования заключается в синтезе научных знаний в области развития когнитивных навыков и смыслодидактического подхода в организации процесса обучения скорочтению. В Обсуждении результатов автор обосновывает, что при вышеизложенном подходе к пониманию компетенции скорочтения, оно способно стать не только методом оптимизации и повышения эффективности интеллектуального труда, но и способом совершенствования и развития личности в целом.

Библиографические ссылки

Абакумова И. В. Смыслодидактика. Учебник для магистров педагогики и психологии. М.: КРЕДО, 2008. 386 с.

Андреев О. А., Хромов Л. Н. Учитесь быстро читать. Краснодар: Просвещение, 1991. 170 с.

Асмус B. Ф. Чтение как труд и творчество. M.: РОССПЭН, 2010. 431 c.

Браже Т. Г. Чтение взрослых как фактор влияния на развитие личности. СПб.: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2010. 112 с.

Бруева Е. Ф. Иконичность языка в отношении к проблеме скорочтения // Инновационные технологии в науке и образовании: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Пенза, 2017. С. 243–246.

Выготский Л. С. Выготский: [Сборник]. М.: Амонашвили, 1996. 222 с.

Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1953. 264 с.

Ермаков П. Н., Абакумова И. В., Осипова А. А. Смысловые барьеры в обучении: дидактическое содержание и технологии преодоления: монография. М.: КРЕДО, 2016. 273 с.

Зиганов М. А. Скорочтение. Уникальный курс по развитию навыков рационального чтения. М.: Эксмо, 2012. 224 с.

Леонтьев Д. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.

Маркс К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. Т. 1. С. 3–27.

Михайлов С. Е. Лучше, чем скорочтение: Как научиться читать быстрее. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 255 с.

Национальная программа поддержки и развития чтения, 2007. URL: http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_doc=1122&o_s

Камп П. Скорочтение: как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 305 с.

Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. 302 с.

Рамачандран В. С. Мозг рассказывает: что делает нас людьми. М.: Карьера Пресс, 2014. 394 с.

Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

Шелли Р. П. Фоточтение. Самиздат, 2017. 157 с.

Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты // Вопросы психологии. 1956. № 5. С. 38–53.

Alarfaj A., Alshumaimeri Y. The effect of a suggested training program on reading speed and comprehension of Saudi female university students // Procedia –Social and behavioral science. 2012. Vol. 31. P. 612–628. doi: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.12.114

Amril A. The effect of reading strategies and speed reading on students’ reading comprehension skill in higher education. // Advances in social science, education and humanities research, Seventh International Conference on Languages and Arts. Vol. 301. P. 409–412

Bell I. T. Extensive reading: speed and comprehension // The reading matrix. 2001. Vol. 1, Issue 1.

Bernard J. B., Arunkumar A., Chung S. T. L. Can reading-specific training stimuli improve the effect of perceptual learning on peripheral reading speed? // Vision research. 2012. Vol. 66. P. 17–25. doi: https://doi.org/10.1016/j.visres.2012.06.012

Rayner K., Schotter E. R., Masson M. E. J., Potter M. C., Treiman R. So Much to Read, So Little Time: How Do We Read, and Can Speed Reading Help? // Psychological Science in the Public Interest. 2016. Vol. 17, Issue 1. P. 4–34. doi: 10.1177/1529100615623267

Wardani S. Using speed reading and extensive reading activities to improve students’ reading fluency // Journal Pendidikan Humaniora. 2014. Vol. 2, Issue 3. P. 219–227.

Загрузки

Опубликован

2020-11-30

Как цитировать

Билая, А. М. (2020). Скорочтение как инструмент развития личности. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 3(2), 32–48. извлечено от https://inov-ppd.ru/index.php/inov/article/view/3

Выпуск

Раздел

Психология