Смыслообразующие стратегии: обзор отечественных исследований

Авторы

  • Ирина В. Абакумова Донской государственный технический университет
  • Михаил В. Годунов ЧОУ ДПО Школа Сотворчества

Ключевые слова:

смысл, личностный смысл, смысловая сфера, смыслообразование, стратегия смыслообразования

Аннотация

В статье представлен обзор отечественных исследований, посвященных изучению ценностно-смысловой сферы в контексте стратегий образования смыслов. Научную новизну представляет обзорный анализ отечественных исследований смыслообразующих стратегий, на основании которого выявлен их инициирующий, содержательный и динамический компонент. Именно личностные смыслы выступают интегральными регуляторами деятельности переживающего субъекта, его отношений во внутреннем и внешнем мире, освоения получаемого опыта и осознания прошлых состояний. При этом в смысловой сфере индивида происходит генезисе личностных смыслов, их иерархическая перестройка в совокупности с трансформацией ценностей и борьбой мотивов, составляющей основу волевой регуляции деятельности. Особенное значение это приобретает в кризисные периоды развития личности, как в процессе её становления и социализации, так и при восхождении к состоянию акме. В современных версиях деятельностно-смыслового подхода разработка проблематики именно регуляции деятельности посредством личностных смыслов позволяет предлагать механизмы формирования целостной и самодостаточной мировоззренческой системы, адекватной современным вызовам общества. С таких позиций формирование и усложнение образа мира происходит в субъективном семантическом пространстве при восприятии и осознании внешних социальных ценностей посредством их опредмечивания и переживания во внутреннем мире как нормирования ценностно-смысловых рамок деятельности. Такая деятельность имеет смысловую природу и в её процессе возможно не только совпадение смыслов, но и диссонанс смыслового порядка. Это обеспечивает условия для перевода жизнедеятельности индивида с уровня необходимого адаптивного функционирования в условиях жесткой детерминированности внешними условиями на уровень возможной эволюции личности, осуществляемой как внутренняя преадаптивная самодетерминация открытой саморазвивающейся системы человека.                    

Библиографические ссылки

Абакумова И. В., Зорина Е. С. Реализация гуманитарно-смысловой экспертизы для определения характеристик личностного развития детей и подростков / Материалы съезда Российского психологического общества (Казань, 5-7 октября 2017 г.). Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. Том 1. С. 378-379.

Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц., Масаева З. В. Технологии направленного и опосредованного смыслообразования ценностных ориентаций антитеррористического сознания студентов вуза / Социокультурные проблемы развития образования в условиях проектного управления: сборник научных трудов научно-практической конференции с международным участием (Ростов-на-Дону, 22-23 марта 2018) / под ред. И.В. Абакумовой, М.Ю. Елагиной. М.: Кредо, 2018. С. 451-458.

Агафонов А. Ю. Осознание как следствие преодоления когнитивной энтропии / Человек в условиях неопределенности. Сборник научных трудов научно-практической конференции с международным участием (Самара, 19-20 апреля 2018 г.). В 2-х томах. Под общей и научной ред. Е. В. Бакшутовой, О. В. Юсуповой, Е. Ю. Двойниковой. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2018. Т. 1. С. 9-15.

Братусь Б. С. Уровни развития смысловой сферы личности / Общая теория смысла, психологические концепции смыслообразования, смыслодидак-тика. Хрестоматия / Сост. И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А. Рудакова. М.: КРЕДО, 2014. С. 135-146.

Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Перспектива, 2018. 224 с.

Годунов М. В. Ансамбль свойств личности: триалектическое развитие преадаптивных возможностей. Книга 2. М.: Кредо, 2019. 320 с.

Гуревич П. С. Основы философии: учебное пособие. 4-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2017. 478 с.

Карпов А. В. Метасистемный подход к проблеме сознания // Мир психологии, 2016. № 2 (86). С. 15-31.

Клочко В. Е. Проблема цифровых кочевников: трансдисциплинарный подход / Цифровое кочевничество как глобальный и сибирский тренд. Материалы III Международной трансдисциплинарной научно-практической web-конференции «Connect-Universum – 2016» (Томск, 24-26 мая 2016 г.). Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2017. С. 144-150.

Леонтьев А. Н. Эволюция, движение, деятельность. М.: Смысл, 2012. 560 с.

Леонтьев Д. А., Иванова Т. Ю., Осин Е. Н., Рассказова Е. И., Кошелева Н. В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. Т. 8. № 1. С. 85-121.

Почепцов Г. Г. Информационные войны. Новый инструмент политики. М.: Алгоритм, 2015. 256 с.

Фридман Л. Д. Стратегия: война, революция, бизнес. М.: Кучково поле, 2018. 768 с.

Щедровицкий Г. П. Оргуправленческое мышление. Идеология, методология, технология (курс лекций). М.: «Студии Артемия Лебедева», 2018. 464 с.

Эльконин Д. Б. Игра в психическое развитие // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2017. № 28. С. 32-66.

Загрузки

Опубликован

2019-06-15

Как цитировать

Абакумова, И. В., & Годунов, М. В. (2019). Смыслообразующие стратегии: обзор отечественных исследований. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 2(1), 57–65. извлечено от https://inov-ppd.ru/index.php/inov/article/view/31

Выпуск

Раздел

Статьи