Исследование особенностей агрессивности и психологического стресса у студентов с разным уровнем адаптивности

Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию связи адаптивного потенциала студентов со степенью их агрессивности и стрессового состояния. В ходе исследования были опрошены студенты очной формы обучения, обучающиеся по программе бакалавриата. Средний возраст испытуемых – от 17 до 22 лет. В рамках эмпирического исследования были использованы следующие стандартизированные методики: Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО – АМ), Тест агрессивности. Опросник Л. Г. Почебута, Шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона. В ходе обработки данных применялся параметрический t критерий Стьюдента, метод корреляционного анализа. Данные обрабатывались при помощи компьютерной программы «SPSS» 17.0 for Windows». В результате проведенного исследования, нами были выдвинута и подтверждена следующая гипотеза: возможно, могут существовать различия в психологическом стрессе и адаптивности у студентов с разным уровнем адаптивности. Теоретическая значимость проведенного исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы психологами, которые работают в образовательных учреждениях, для психологической поддержки и сопровождения студентов, а также данные результаты могут быть внедрены в учебный процесс в рамках чтения лекций. Полученные результаты исследования могут использоваться также в практике консультирования. Новизна исследования состоит в том, что в работе впервые особенностей агрессивности и психологического стресса у студентов были изучены с помощью многоуровневого личностного опросника «Адаптивность», теста агрессивности, опросника Л. Г. Почебута и шкалы психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона в комплексе. В выводах отмечается выдвинутая гипотеза нуждается в дальнейшем изучении и доказательстве.

Биографии авторов

Анастасия О. Ломака, Донской государственный технический университет

Магистр 2 года обучения

Виктория Н. Власова, Ростовский государственный медицинский университет

Доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики

Литература

Абакумова И. В. Смыслодидактика. Учебник для магистров педагогики и психологии. М.: КРЕДО, 2008. 386 с.

Дубовицкая Т. Д. Методика исследования адаптивности студентов в вузе // Психологическая наука и образование: электронный журнал. 2010. № 2.

Дугарова Т. А., Шахмалова И. Ж. Особенности адаптации сельских студентов к обучению в вузе: проблемы и пути решения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. № 1 (166). С. 57–62.

Ктениду М. Д. Связь типа родительского отношения с показателями приватности подростка // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-tipa-roditelskogo-otnosheniya-s-pokazatelyami-privatnosti-podrostka (дата обращения: 06.10.2019).

Леонтьев А. Н. Философия психологии: из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: МГУ, 2014. 287 с.

Маклаков А. Г., Головешкин И. Д. Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. № 3. С. 29–37.

Мартыненко Е. А. Психологическая суверенность личности как состояние границ субъекта // АНИ: педагогика и психология. 2019. № 3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-suverennost-lichnosti-kak-sostoyanie-granits-subekta (дата обращения: 7.10.2019).

Манучарян Л. Х., Гордиенко Н. В. Результаты психолого-педагогическое исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям ВУЗа // Молодой ученый. 2016. № 5. С. 628–632.

Очирова Е. А., Дугарова Т. А. Эмоциональная напряженность как фактор психологической дезадаптации студентов 1 курса / Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Киров: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, 2014. С. 246–248.

Перченко Е. Л. Особенности социально-психологической адаптации курсантов с разным уровнем суверенности психологического пространства // Концепт. 2019. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-kursantov-s-raznym-urovnem-suverennosti-psihologicheskogo-prostranstva (дата обращения: 04.11.2019).

Сафонова М. В., Тихонова Д. А. Сравнительный анализ профилей суверенности подростков с различными уровнями психологической суверенности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 3 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-profiley-suverennosti-podrostkov-s-razlichnymi-urovnyami-psihologicheskoy-suverennosti (дата обращения: 13.10.2019).

Сергеева С. В. Основные направления педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2008. № 3. С. 13–14.

Смирнов А. А. Адаптация студентов и образ вузы: монография. Ярославль: ЯрГУ, 2010. 168 с.

Симонов А. А., Живаев Н. Г. Психология вузовской адаптации. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 115 с.

Темирбаева Д. К., Исалиева С. Т. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 50. С. 98–106.

Федотова Л. А., Адаптация в образовании: состояние, проблемы, перспективы. Волгоград: ВолгТГУ, 2015. 150 с.

Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно психологический подход. Психологический журнал. 2013. Т.20. № 5. С. 81–88.
Опубликован
2019-12-15
Как цитировать
Ломака, А. О., & Власова, В. Н. (2019). Исследование особенностей агрессивности и психологического стресса у студентов с разным уровнем адаптивности. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 2(2), 46-65. извлечено от https://inov-ppd.ru/index.php/inov/article/view/49
Раздел
Статьи