Использование техники активной визуализации в рамках тренинга креативности для веб-разработчиков

Авторы

Ключевые слова:

визуализация, когнитивный конструкт, креативность, образ, когнитивный потенциал

Аннотация

В работе, во введении, впервые систематизированы психологические задачи, которые требуют решения в современных IT-компаниях, в том числе – поиск нестандартных решений при выполнении профессиональных задач и организация конструктивного взаимодействия с клиентами и при работе в команде. Далее, при описании методов и программы исследования представлены два направления понимания термина «визуализация» (как техника обучения и как внутренний процесс работы с образами), приведены аргументы по использованию визуализации в обучении веб-разработчиков. Автор акцентирует внимание на том, что визуализация позволяет вписывать трансформируемые образы во внутреннюю картину мира, наделяя их личностным смыслом. В итоге, визуализация позволяет формировать образы, которые в обучении создают «план автоматизированного мышления», позволяющий упрощать незначимые и за счет этого фокусировать внимание на ключевых конструктах, нуждающихся в проработке. После этого в статье приведены возможности по использованию визуализации в повышении уровня креативности веб-разработчиков. Автором представлены результаты исследования возможностей использования техники активной визуализации в рамках развития креативности веб-разработчиков. Новизна исследования заключается в том, что было выявлено, что тренинг с помощью визуализации повышает невербальную креативность, воображение, любознательность, параметры предметного движения, параметры рефлексивной активности. В дневниках самонаблюдения участники программы отмечали свои достижения и пользу от применения визуализации в своей работе, описывали рост уровня наблюдательности, нестандартного видения проблем, которые им необходимо решить. Респонденты отметили, что благодаря использованию визуальных технологий стало проще взаимодействовать с клиентами и членами команды. Все это также отмечает руководство организации после завершения программы. Впервые описаны особенности использования визуализации как психологического приема обучения в деятельности веб-разработчиков, доказана эффективность ее применения.

Библиографические ссылки

Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. 352 с.

Вильчук Ю. В. Цифровая технология формирования когнитивного образа объекта // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов III международной конференции. Коломна, 2020. С. 63–68.

Горохов В. Л.; Витковский В. В. Семиотика визуальных инженерных метафор когнитивных образов многомерных данных – новая парадигма компьютерной эргономики // Актуальные проблемы охраны труда: сборник материалов III Всероссийской научно-методической конференции. СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. 2015. С. 124–126.

Емельянова Ю. Г.; Фраленко В. П.; Хачумов В. М. Методы комплексного оценивания когнитивных графических образов // Программные системы: теория и приложения. 2018. Т.9, № 3(38). С. 49–63. doi: https://doi.org/10.25209/2079-3316-2018-9-3-49-63

Ильин М. В. Образ: исходные когнитивные схемы и этимоны // Метод. 2018. № 8. С. 12–24.

Князева Е. Н. Глаз ума: понятия ментальных образов и воображения от Беркли до современной когнитивной науки // Проблема воображения в эволюционной эпистемологии: сборник статей. М.: Институт философии Российской академии наук, 2013. С. 30–51.

Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1979. № 2. С. 3–13.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.

Макарова, Е. А. Визуализация как способ структурирования знаний и формирования ментального пространства: дисс. ... доктора психол. наук. Ростов-на-Дону: РГУ, 2007.

Мелихова Ю. Р. Когнитивная значимость чувственно-наглядного образа // Научный альманах. 2016. № 3-4(17). С. 302–307 doi: https://doi.org/10.17117/na.2016.03.04.302

Нестик Т. А. Искусственный интеллект как когнитивный протез. трансформация образов будущего // Образовательная политика. № 4(80). 2019. С. 104–117.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 2011. 256 с.

Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1981. № 2. С.15–29.

Ciorciari J.; Gountas J.; Johnston, P.; Crewther D.; Hughes M. A Neuroimaging Study of Personality Traits and Self-Reflection // Behavioral Sciences. 2019. Vol. 9, Issue 11. doi: https://doi.org/10.3390/bs9110112

Gu P.; Zhu C.; Lan X.; Wang J.; Li S. Robust Image Classification with Cognitive-Driven Color Priors // Electronics. 2020. Vol. 9, Issue 11. doi: https://doi.org/10.3390/electronics9111837

Han T.-I.; Choi D. Fashion Brand Love: Application of a Cognition–Affect–Conation Model // Social Sciences. 2019. Vol. 8, Issue 9. doi: https://doi.org/10.3390/socsci8090256

Liu T.; Yuizono T. Mind Mapping Training’s Effects on Reading Ability: Detection Based on Eye Tracking Sensors // Sensors. 2020, Vol. 20, Issue 16. doi: https://doi.org/10.3390/s20164422

Segal-Engelchin D.; Achdut N.; Huss E.; Sarid O. CB-Art Interventions Implemented with Mental Health Professionals Working in a Shared War Reality: Transforming Negative Images and Enhancing Coping Resources // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17, Issue 7. doi: https://doi.org/10.3390/ijerph17072287

Загрузки

Опубликован

2020-11-30

Как цитировать

Бюндюгова, Т. В. (2020). Использование техники активной визуализации в рамках тренинга креативности для веб-разработчиков. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 3(2), 61–70. извлечено от https://inov-ppd.ru/index.php/inov/article/view/5

Выпуск

Раздел

Психология