Особенности словесно-логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста на разных ступенях начальной школы

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию когнитивной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автор предполагает, что современное окружение в виде разнообразных образовательных программ и обильного потока графической и звуковой информации оказывает немалое влияние на развитие словесно-логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста на разных ступенях школьного обучения. В качестве теоретической базы в статье приводятся взгляды учёных, занимавшихся изучением словесно-логического мышления. Анализируя научную литературу, посвящённую теме развития мышления, автор утверждает, что для современных детей должно быть проведено новое исследование, учитывающее влияние окружающей среды. В данной статье описываются методы, используемые для изучения поставленной проблемы, и полученные результаты исследования. В качестве инструментария для диагностики словесно-логического мышления автор использует методику Э. Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления младших школьников». В результате проведённого исследования были получены следующие данные. Изменение словесно-логического мышления при переходе от дошкольного детства к младшему школьному возрасту, а также по мере передвижения от одной ступени школьного обучения к другой, носит неслучайный характер. Словесно-логическое мышление развивается в соответствии с взрослением младшего школьника. Более того, словесно-логическое мышление дошкольников и младших школьников находится на оптимальном уровне развития, лишь 3,4 % детей имеют уровень развития исследуемого вида мышления ниже среднего. Полученные результаты сопоставляются с имеющимися современными исследованиями, что демонстрирует улучшение показателей словесно-логического мышления детей. Кроме того, в статье приводится подтверждение гипотезы исследования о существовании связи между показателями словесно-логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста на разных ступенях начальной школы.

Биография автора

Галина И. Исаева, Донской государственный технический университет

Магистр 3 года обучения

Литература

Белоусова А. К., Мочалова Ю. А., Тушнова Ю. А. Предикторы обнаружения противоречий младшими школьниками: взаимосвязь одаренности и фрустрации / Когнитивное моделирование: Труды Шестого Международного форума по когнитивному моделированию (30 сентября – 07 октября 2018, Тель-Авив, Израиль). В 2-х частях. Часть 2. Когнитивное моделирование в науке, культуре, образовании. Ростов-на-Дону: Фонд Науки и образования, 2018. С. 216–222.

Белоусова А. К., Муратова М. А. Совместная деятельность ребенка со взрослым как условие успешности коррекционного процесса // Известия ЮФУ. Педагогические науки. 2009. №. 7. С. 115–121.

Возрастная психология. Учебник. / Под ред. А. К. Белоусовой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 392 с.

Верейко И. Н. Развитие словесно-логического мышления у младших школьников // Научные исследования от теории к практике. 2015. № 1 (2). С. 149–150.

Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2016. 199 с.

Выготский Л. С. Мышление и речь. СПб.: Питер, 2017. 432 с.

Гусева Н. С., Клёцкина А. А. Исследование уровня словесно-логического мышления у второклассников // Материалы 68-й научно-практической конференции преподавателей и студентов: в 2 ч. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2018. Ч. I. С. 274–277.

Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А. А. Реана. М.: Издательство АСТ, 2015. 591 с.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практич. Пособие. М.: Юрайт, 2014. 412 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2015. 705 с.

Руденская А. В. Интеллектуальные операции «обобщение» и «классификация» как операционные механизмы мышления – познавательной способности младшего школьника // Молодой ученый. 2016. № 7. С. 191–193.

Самкова И. А. Психологические условия развития познавательной активности в дошкольном возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11, №1. С. 42–56.

Сергеева Е. С. Проблемы изучения словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 46–50.

Смирнова А. С., Левицкая Л. В. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. 2016. № 11. С. 1783–1785.

Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 1984. 272 с.

Belousova A., Kozhukhar G., Ryumshina L. Educational environment as a factor of pre-school children development / 8th International Conference of Education, Research and Innovation. Seville, Spain. 18-20 November, 2015. P. 4061–4067.

Belousova A., Muratova M. Characteristics of Visual Active Thinking of Preschoolers with General Speech Underdevelopment / Procedia Social and Behavioral Sciences. Third Annual International Conference «Early Childhood Care and Education» (25 August 2014). 2014. Vol. 146, P. 196–202.
Опубликован
2019-12-15
Как цитировать
Исаева, Г. И. (2019). Особенности словесно-логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста на разных ступенях начальной школы. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 2(2), 66-81. извлечено от https://inov-ppd.ru/index.php/inov/article/view/50
Раздел
Статьи