Смысловой диалог как технология инициации межличностных смыслов в учебном процессе ВУЗа

  • Ирина А. Шарапа Южный федеральный университет
  • Ася А. Агасиян Южный федеральный университет
Ключевые слова: межличностные смыслы, совместная деятельность, общая психологическая ситуация, смыслопередача, смыслопостижение, диалог, смысловой диалог, деятельность обучения

Аннотация

В статье рассматривается феномен формирования межличностных смыслов в деятельности обучения в вузе. Актуальность темы определяется усиливающейся тенденцией гуманизации образования. Новизна исследования заключается в рассмотрении деятельности преподавателя и студентов как поля формирования межличностных смыслов в непосредственной связи с реализацией педагогической технологии смыслового диалога. Гуманизация образования в высших учебных заведениях имеет свои особенности и сложности, так как обучающимися выступают люди с сформировавшейся ценностно-смысловой сферой. В современных условиях динамично изменяющегося мира классические методы и формы обучения не могут в полной мере удовлетворить потребности студентов, будущих специалистов в своей сфере. Одним из вариантов изменения образовательного процесса в вузе является его интенсификация, с большей вовлеченностью и преподавателей и студентов за счет преобразования обучения в полноценную совместную деятельность преподавателей и студентов, а также организации выполнения групповых заданий студентов в формате совместной деятельности. Одной из основ совместной деятельности является общая мотивационная смысловая структура, которая создается на основе общности индивидуальных смыслов с последующим формированием межличностных смыслов. Технологией, позволяющей инициировать и поддержать формирование межличностных смыслов, является диалог в форме смысловой коммуникации. Диалог реализуется в условиях субъект-субъектных отношений, в которых и преподаватель и студенты неизбежно становятся субъектами деятельности обучения, причем именно совместной деятельности. Взаимное доверие и уважение, необходимые для диалога, и нацеленность на развитие ценностно-смысловой сферы являются также и факторами, способствующими формированию межличностных смыслов.

Биографии авторов

Ирина А. Шарапа, Южный федеральный университет

Студентка 2 курса Академии психологии и педагогики

Ася А. Агасиян, Южный федеральный университет

Студентка 2 курса Академии психологии и педагогики

Литература

Абакумова И. В., Белоусова А. К., Зорина Е. С., Максимович Е., Николаева Е.А., Нурмухамедова И. В., Стошич Л., Федотова О. Д. Психолого-педагогические основы инновационных методов обучения в высшей школе. М: РУСАЙНС, 2019. 228 с.

Абакумова И. В., Годунов М. В., Енин Е. А, Генердукаева З. Ш. Стратегии смыслообразования: современные представления в работах отечественных исследователей. М.: КРЕДО, 2016. 36 с.

Абакумова И. В., Годунов М. В., Пеньков Д. В. Смыслообразующие стратегии: потенциал современных исследований. М.: КРЕДО, 2019. 44 с.

Абакумова И.В. Смыслодидактика. Учебник для магистров педагогики и психологии. М.: «КРЕДО», 2008. 386 с.

Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц., Ермаков П. Н. Технологии направленной трансляции смыслов в практике учебного процесса. М.: КРЕДО, 2016. 234 с.

Белова Е. В., Лукьяненко М. А. «Задачи на смысл»: диалоговые формы и условия использования в учебном процессе // Российский психологический журнал. 2014. Т. 11, № 3. С. 33–40. DOI: 10.21702/rpj.2014.3.3

Белоусова А. К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2002. 360 с.

Даутов Д. Ф., Белоусова А. К. Взаимовлияние партнеров в совместной мыслительной деятельности в практике обучения// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 9. С. 117-127.

Даутов Д. Ф., Суроедова Е. А. Феномены совместной мыслительной деятельности. Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 2012. 168 с.

Ермаков П. Н., Абакумова И. В., Осипова А. А. Смысловые барьеры в обучении: дидактическое содержание и технологии преодоления. М.: КРЕДО, 2016. 274 с.

Кагермазова Л. Ц. Смысловые коммуникации в учебном процессе: теория и технологии направленной трансляции смыслов в обучении: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 66 с.

Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. 511 с.

Мацюк Е. А., Комаров Ю.А. Особенности смыслообразования младших школьников в условиях включённого обучения // Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2019. Т. 2, № 1. С. 25-38.

Пидкасистый П. И. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. 408 с.
Опубликован
2019-12-15
Как цитировать
Шарапа, И. А., & Агасиян, А. А. (2019). Смысловой диалог как технология инициации межличностных смыслов в учебном процессе ВУЗа. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 2(2), 95-105. извлечено от https://inov-ppd.ru/index.php/inov/article/view/52
Раздел
Статьи