Психологические особенности личности младших школьников с разным уровнем академической успеваемости

Авторы

  • Валерия А. Зинина Донской Государственный Технический Университет

DOI:

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-6-19

Ключевые слова:

мотивация к обучению, тревожность, младший школьник, академическая успеваемость, личные качества

Аннотация

Статья посвящена изучению актуальной психолого-педагогической проблемы, а именно проблемы школьной успеваемости. Научная новизна исследования состоит в анализе мотивации к обучению и тревожности в качестве факторов, оказывающих воздействие на уровень академической успеваемости младших школьников. В разделе Введение обозначены актуальность исследования, его цель и гипотеза. Теоретический анализ литературных источников показал, что личностные качества влияют на успеваемость школьников. В разделе Методы обозначены объект и методы исследования. Объектом исследования выступили младшие школьники (4 класс) Лицея № 27. Участие принимали как девочки, так и мальчики в количестве 72 человек. Исследование было проведено осенью 2020 года. Методы исследования: тестирование «Направленность на приобретение знаний» (Е. П. Ильины, Н. А. Курдюкова) и Шкала явной тревожности CMAS (А. М. Прихожан). Раздел Результаты включает в себя полученные авторами данные. В эмпирической части исследования были получены следующие результаты: школьная мотивация связана с академической успеваемостью, то есть чем выше учебная мотивация, тем выше уровень успеваемости у школьника; уровень тревожности не связан с академической успеваемостью; была выявлена обратная взаимосвязь между уровнем мотивации к обучению и тревожностью, то есть чем выше тревожность, тем ниже мотивация к обучению. Гипотеза подтверждена частично. В разделе Обсуждение результатов автор говорит о ряде направлений для дальнейших исследований. Была намечена разработка рекомендаций для педагогов. 

Библиографические ссылки

Ali, J., & McInerney, D. M. (2004). Multidimensional assessment of school motivation. Paper presented at the 3rd SELF Research Conference, Berlin, Germany.

Amonashvili, SH. A. (1984). The formative and educational functions of the assessments and teachings of schoolchildren. Moscow: Pedagogika. (in Russ.).

Anan'ev, B. G. (1960). Development of children in the process of primary education and upbringing. In: Problems of teaching and upbringing in primary school (pp. 3–28). Moscow: Uchpedgiz. (in Russ.).

Aseev, V. G. (1976). Motivation of behavior and personality formation. Moscow: Mysl'. (in Russ.).

Astapov, V. M. (2004). Anxiety in children. St. Petersburg: Piter. (in Russ.).

Blonskij, P. P. (1961). School performance. In: Selected pedagogical works (pp. 458–466). Moscow: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR. (in Russ.).

Bozhovich, L. I. (2008). Personality and its formation in childhood. St. Petersburg: Piter. (in Russ.).

Horney, K. (1997). Anxiety. In: Collected works in 3 volumes (pp. 174–180). Moscow: Smysl. (in Russ.).

Korpershoek, H. (2016). Relationships among motivation, commitment, cognitive capacities, and achievement in secondary education. Frontline Learning Research, 4(3), 28–43. doi: 10.14786/flr.v4i3.182

Makkleland, D. (2007). Human motivation. St. Petersburg: Piter. (in Russ.).

Matyuhina, M. V. (1984). Motivation for teaching elementary school child. Moscow: Pedagogika. (in Russ.).

McInerney, D. M., & Sinclair, K. E. (1992). Dimensions of school motivation: A cross-cultural validation study. Journal of Cross-Cultural Psychology, 23(3), 389–406. doi: 10.1177/0022022192233009

Polivanova, K. N. (2000). Psychology of age crises: The textbook for students of higher pedagogical educational institutions studying in the specialty 031000 - pedagogy and psychology. Moscow: Academia. (in Russ.).

Prihozhan, A. M. (2009). Psychology of anxiety: preschool and school age. St. Petersburg: Piter. (in Russ.).

Vygotsky, L. S. (2005). Pedagogical psychology. Moscow: ACT. (in Russ.).

Загрузки

Опубликован

2021-02-28

Как цитировать

Зинина, В. А. (2021). Психологические особенности личности младших школьников с разным уровнем академической успеваемости. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 4(1), 6–19. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-6-19

Выпуск

Раздел

Психология