Особенности влияния детско-родительских отношений на успешность адаптации студентов первокурсников

Авторы

  • Анна А. Гнездилова Донской государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-20-35

Аннотация

Новизна исследования заключается в анализе особенностей связи параметров воспитательных стратегий с механизмами адаптации студентов-первокурсников. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о психологических особенностях, которые возникают у студентов при общении с их родителями во взаимосвязи с особенностями воспитательной стратегии, а также при выборе адаптационных механизмов для успешного обучения в вузе. Данная статья отражает результаты теоретического и эмпирического исследования по изучению особенностей влияния детско-родительских отношений на успешность адаптации студентов-первокурсников. Нами было опрошено 60 студентов первого курса обучения и их родители. Во введении в рамках теоретической составляющей рассмотрены понятия адаптации, адаптивности, типы детско-родительских отношений. В эмпирической части исследования проводилась диагностика детско-родительских отношений, анализ семейных взаимоотношений и социально-психологическая адаптация. В разделе «Методы» описаны методики, которые были использованы в данном исследовании: тест-опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин); «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис; методика «Социально-психологическая адаптация», разработанная К. Роджерсом и Р. Даймондом. В качестве основных статистических методов использовались коэффициент корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента. В ходе исследования были сформулированы две гипотезы. Первая гипотеза о наличии различий в типах детско-родительских отношений среди студентов-техников и студентов-гуманитариев. Вторая гипотеза предполагает, что на успешность адаптации студентов-первокурсников могут оказывать влияние детско-родительские отношения. В разделе «Результаты» отражены полученные данные, в том числе в рисунках и таблицах. Приведён анализ данных, полученных по каждой методике отдельно. На наш взгляд, они представляют особый интерес и требуют дальнейшего продолжения исследований в данной области. Раздел «Обсуждение результатов» представляет собой обобщённый анализ всех полученных данных. Выводы приведены в разделе «Заключение». Результаты данного исследования могут быть использованы в работе психологов центров планирования семьи, на телефоне доверия, а также при разработке программ по семейной терапии. Исследование представляет интерес с точки зрения семейного консультирования.

Биография автора

Анна А. Гнездилова, Донской государственный технический университет

Магистрант

Библиографические ссылки

Arakelov, G. G. (2012). Stress and its mechanisms. Vestnik of Moscow State University. Series 14: Psychology, 4, 45–54. (in Russ.).

Asmolov, A. G. (2010). Psychology of personality: Textbook. Moscow: Moscow State University. (in Russ.).

Bodalev, A. A. (2011). Psychology of communication. Encyclopedic dictionary. Moscow: Cogito-center. (in Russ.).

Compas, B. E., Forsythe, C. J., & Wagner, B. M. (1988). Consistency and variability in causal attributions and coping with stress. Cognitive therapy and research, 12, 305–320.

Darvish, O. B. (2003). Developmental Psychology: Teaching manual for students in higher education. Kiev: VLADOS-PRESS. (in Russ.).

Frydenberg, E. (2002). Beyond Coping: Some paradigms to consider. In E. Frydenberg (Ed.), Beyond Coping: Meeting Goals, Vision and Challenges (pp. 1–18). New York: Oxford University Press. doi: 10.1093/med:psych/9780198508144.001.0001

Frydenberg, E., & Lewis, R. (2002). Adolescent well-being: building young people’s resources. In E. Frydenberg (Ed.), Beyond Coping: Meeting Goals, Vision and Challenges (pp. 175–194). New York: Oxford University Press.

Grigorovich, L. A., & Martsinkovskaya, T. D. (2003). Pedagogy and psychology: Teaching manual. Moscow: Gardariki. (in Russ.).

Karvasarsky, B. D. (2000). Psychotherapeutic encyclopedia. St. Petersburg: Piter. (in Russ.).

Kornilova, T. V., Chumakova, M. A., Kornilov, S. A., & Novikova, M. A. (2010). The Psychology of Uncertainty: The unity of the intellectual and personal potential of a person. Moscow: Smysl. (in Russ.).

Lazarus, R. S., & Folkman, S. (1984). Stress: appraisal and coping. New York: Springer Publishing Company.

Licko, A. E. (2007). Psychopathy and character accentuations in adolescents. Moscow: Rech'. (in Russ.).

Maklakov, A. G. (2001). General Psychology. St. Petersburg: Piter. (in Russ.).

Sultanova, I. V. (2015). Factors of socio-psychological adaptation of first-year students. European research, 9. (in Russ.).

Tamres, L. K., Janicki, D., Helgeson, V. S. (2002). Sex differences in coping behavior: A metaanalytic review and an examination of relative coping. Personality and Social Psychology Review, 6 (1), 2–30.

Varga, A. Ya. (2017). Structure and types of parental relationships. Moscow: VLADOS. (in Russ.).

Vasserman, L. I., Gorkova, I. A., & Romitsyna, E. E. (2014). Parents through the eyes of a teenager: psychological diagnostics in medical and pedagogical practice. St. Petersburg: Rech'. (in Russ.).

Yanshin, P. V. (2004). Clinical Psychology Workshop. Personality research methods. St. Petersburg: Piter. (in Russ.).

Yugfel'd, E. A. (2015). The problem of sociological training of students: a modern aspect. World of Science, 3, 56. (in Russ.).

Zuckerman, G. A., & Masterov, B. M. (2005). Psychology of Self-Development. Moscow: Akademiya. (in Russ.).

Загрузки

Опубликован

2021-02-28

Как цитировать

Гнездилова, А. А. (2021). Особенности влияния детско-родительских отношений на успешность адаптации студентов первокурсников. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 4(1), 20–35. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-20-35

Выпуск

Раздел

Психология