Анализ аспектов невербальной коммуникации между преподавателем и обучающимися в образовательном процессе

  • Дарья И. Попова Южный федеральный университет
  • Маргарита Е. Беликова Южный федеральный университет
Ключевые слова: невербальная коммуникация, невербальные средства общения, обучение, преподаватель, обучающиеся

Аннотация

В статье рассматриваются различные аспекты невербальной коммуникации между преподавателем и обучающимися в ситуации обучения. Во введении авторами раскрывается актуальность темы, которая определяется тенденциями трансформации современного образования, одной из которых является более интенсивное использование активных методов обучения. Однако, применение таких методов невозможно без повышения качества взаимодействия между участниками образовательного процесса. Новизна исследования заключается в анализе составляющих невербальной коммуникации, а также в анализе влияния невербальной коммуникации в целом на качество обучения и взаимодействие преподавателя и обучающихся.  В теоретическом обосновании авторами рассматриваются работы российских и иностранных авторов по следующим направлениям: вопросы соотношения вербальных и невербальных средств общения, виды невербальных средств общения, используемых в процессе обучения, анализ влияния невербальной коммуникации на качество обучения и взаимодействия с обучающимся, мнение преподавателей о невербальной коммуникации в ситуации обучения. В обсуждении результатов авторы обобщают основные темы исследования: 1) обосновывается важность сочетания у преподавателя навыков вербальной и невербальной коммуникации для обеспечения целостного и комплексного учебного процесса; 2) необходимость владения преподавателем большим спектром невербальных средств  для гибкого и эффективного взаимодействие с обучающимся; 3) вследствие того, что процесс обучения неотделим от процесса педагогического общения, повышение качества общения через усиление невербальной стороны может привести к повышению качества и самого обучения. В заключении авторами подчеркивается важность использования невербальной коммуникации для создания мотивирующей, комфортной обстановки для обучающихся.

Биографии авторов

Дарья И. Попова, Южный федеральный университет

Студентка Академии психологии и педагогики ЮФУ

Маргарита Е. Беликова, Южный федеральный университет

Студентка Академии психологии и педагогики ЮФУ

Литература

Игнатьева Н. Ю. Невербальные средства общения при обучении студентов иноязычной речи в современном коммуникативном пространстве // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5, № 4 (17) С. 50–53.

Короткова Е. Г. Обучение будущих специалистов использованию кинесических средств невербального сопровождения речи в межкультурной коммуникации // Вестник ЮУрГУ. 2009. № 38. С. 48–52.

Лебедева Н. Г. Невербальные средства коммуникации и их роль в процессе обучения (элективный курс) // Актуальные проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранного языка: Материалы научно-практической конференции. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. С. 104–105.

Тер-Саргсян Л. Использование средств невербальной коммуникации при обучении иноязычной устной речи студентов-экономистов // Вестник Российско-армянского (славянского) университета: гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 250–257.

Тимофеева Е. К. Использование невербальных средств в обучении английскому языку // Вопросы науки и образования. 2017. № 4. С. 21–23.

Bambaeeroo F., Shokrpour N. The impact of the teachers' non-verbal communication on success in teaching // Journal of advances in medical education & professionalism. 2017. Issue 5(2), P. 51–59.

Beebe S. A. The role of nonverbal communication in education: research and theoretical perspectives // Speech Communication Association Convention New York. New York: To the educational resources Information center (ERIC), 1980. P. 1–30.

Chaudhry N. A., Arif M. Teachers’ Nonverbal Behavior and Its Impact on Student Achievement // International Education Studies. 2012. Vol. 5, Issue 4. P. 56–64. doi: 10.5539/ies.v5n4p56

Haneef M., Faisal M. A., Alvi A. Kh., Zulfiqar M. The role of non-verbal communication in teaching practice // Sci. Int. (Lahore). 2014. Issue 26(1). P. 513–517.

Negi J. «The Role of Teachers» Non-Verbal Communication in ELT Classroom // Journal of NELTA. 2009. Vol.14, Issue 1, Р. 101–110. doi: 10.3126/nelta.v14i1.3096

Sutiyatno S. The effect of teacher’s verbal communication and non-verbal communication on students’ english achievement // Journal of Language Teaching and Research. 2018. Vol. 9, Issue 2. P. 430–437. doi: 10.17507/jltr.0902.28

Zeki C. The importance of non-verbal communication in classroom management. // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2009. Issue 1. P. 1443–1449. doi: 10.1016/j.sbspro.2009.01.254
Опубликован
2020-05-31
Как цитировать
Попова, Д. И., & Беликова, М. Е. (2020). Анализ аспектов невербальной коммуникации между преподавателем и обучающимися в образовательном процессе. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 3(1), 6-18. извлечено от https://inov-ppd.ru/index.php/inov/article/view/63
Раздел
Психология