Социально-психологические функции комплимента в межличностном общении

Авторы

  • Камилла О. Цахилова Южный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-36-50

Ключевые слова:

комплимент, межличностное общение, похвала, лесть, комплиментарные высказывания, психологическое воздействие, межличностные отношения

Аннотация

В статье рассматривается комплимент как важный компонент межличностного общения. В разделе Введение автором раскрывается актуальность исследуемой темы в связи с проблемой установления и поддержания отношений между людьми, их дальнейшей гармонизацией, достижением эффективного бесконфликтного взаимодействия. В теоретическом обосновании автором приводится обзор основных подходов к рассмотрению феномена комплимента в отечественных и зарубежных исследованиях; включая вопросы сходства и различия комплимента, лести и похвалы; влияния комплиментов на качество и характер общения. Новизна исследования заключается в выделении и систематизации функций комплиментов в межличностном общении, описании и структурировании их формально-содержательных характеристик, анализе соотношения со сходными речевыми высказываниями. Поскольку данное явление изучается также в лингвистике, это обусловило междисциплинарный характер его рассмотрения: в русле социально-психологического и лингвистического знания. В разделе Обсуждение результатов автором выделяются основные направления исследования российских и иностранных авторов, которые позволяют говорить о важности комплиментов в межличностном взаимодействии. В заключении в качестве основных, наиболее важных, функций, которые выполняет комплимент, выделяются такие, как: 1) установление и поддержание доброжелательных отношений или гармонизация межличностных отношений; 2) оказание эмоциональной поддержки; 3) соблюдение этикета; 4) доставление удовольствия собеседнику; 5) удовлетворение потребностей партнера в признании и одобрении; 6) конструктивная или созидательная (в конфликтном дискурсе); 7) оказание психологического воздействия; 8) альтернатива другим речевым актам. Автором подчеркивается недостаточная изученность данной темы, намечаются дальнейшие перспективы исследования.

Биография автора

Камилла О. Цахилова, Южный федеральный университет

студент

Библиографические ссылки

Aripova, A. O., & Kryukova, T. L. (2019). Emotional support: the concept and forms. Vestnik of Kostroma state university. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 25(2), 102–107. doi: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-102-107 (in Russ.).

Bartosh, A. V., & Nechaeva, E. A. (2008). Compliment as the main means of harmonization of interpersonal relation. Vestnik of the Faculty of Humanities of the Ivanov State Chemical and Technology University, 3, 139–147. (in Russ.).

Beliaeva-Standen, E. I. (2006). Gender peculiarities of Russians’ compliments. Journal of Psycholinguistics, 4, 155–170. (in Russ.).

Carnegie, D. (2020). How to Win Friends and Influence People. Minsk: Popurri. (in Russ.).

Cialdini, R. (2018). Psychology of Influence (5th ed.). St. Petersburg: Piter. (in Russ.).

Cordella, M., Large, H., & Pardo, V. (1995). Complimenting behavior in Australian English and Spanish speech. Multilingual, 14(3), 235–252. doi: 10.1515/mult.1995.14.3.235

Dai, Y., Shin, S. Y., Kashian, N., Jang, J., & Walther, J. B. (2016). The Influence of Responses to Self-Disclosure on Liking in Computer-Mediated Communication. Journal of Language and Social Psychology, 35(4), 394–411. doi: 10.1177/0261927X15602515

Doohan, E.‐A. M., & Manusov, V. (2004). The communication of compliments in romantic relationships: An investigation of relational satisfaction and sex differences and similarities in compliment behavior, Western Journal of Communication, 68(2), 170–194. doi: 10.1080/10570310409374795

Dyakova, K. Y. (2015). Compliment as Element of Speech Etiquette in the Aspect of Intercultural Communication. Russian Language Studies, (1), 41–46. (in Russ.).

Golubeva, L. F. (2015). Social and psychological basics of management by working collective. Tambov University Review. Series: Humanities, 2(142), 66–73. (in Russ.).

Grant, N. K., Fabrigar, L. R., & Lim, H. (2010). Exploring the Efficacy of Compliments as a Tactic for Securing Compliance, Basic and Applied Social Psychology, 32(3), 226–233. doi: 10.1080/01973533.2010.497456

Issers, O. S. (2008). Communication strategies and tactics of Russian speech (5th ed.). Moscow: LKI Publishing House. (in Russ.).

Kartashkova, F. I., Maltseva, N. B., & Knyazeva, A. A. (2017). Compliment as intentional state and a manipulative device. RUDN Journal Of Language Studies, Semiotics And Semantics, 8(1), 106–114. doi: 10.22363/2313-2299-2017-8-1-106-114 (in Russ.).

Koval, N. A., & Zakharova, E. A. (2004). Ways of influencing personnel psychologically. Tambov University Review. Series: Humanities, 3, 37–40. (in Russ.).

Loor, J. G. (2020). The Compliment as a Social Strategy: a Discourse Analysis of On-line Compliments and Insults. Odisea, 20, 35–64. doi: 10.25115/odisea.v0i20.2834

Marigold, D. C., Holmes, J. G., & Ross, M. (2007). More than words: Reframing compliments from romantic partners fosters security in low self-esteem individuals. Journal of Personality and Social Psychology, 92(2), 232–248. doi: 10.1037/0022-3514.92.2.232

Razinov, Y. A. (2014). Social exchange of lie. Vestnik of Samara state university, 5 (116), 20–24. (in Russ.).

Sakovskaja, O. N. (2017). Impact Psychology: Practicum. Yaroslavl: YarGU. (in Russ.).

Shalyukhina, A. V. (2017). Compliment and praise as manifestations of empathy in Spanish. Russian Language Studies, 15(1), 91–102. doi: 10.22363/2313-2264-2017-15-1-91-102 (in Russ.).

Sheinov, V. P. (2015). An irresistible compliment. Fail-safe methods of influence. St. Petersburg: Piter. (in Russ.).

Shevchuk, D. A (2006). Business communication: Training manual. Rostov-on-Don: Phoenix. (in Russ.).

Sidorenko, E.V. (2000). Personal influence and opposition to others’ influence. In A. L. Svenzizki (Ed.), Social Psychology in the works of Russian psychologists (pp. 148–170). St. Petersburg: Piter. (in Russ.).

Vostrikova, E. S. (2008). Functioning of a compliment in the conflict discourse. Izvestia: Herzen Leningrad State Pedagogical Institute, 38(82-1), 96–99. (in Russ.).

Zimbardo, P., & Leippe, M. (2001). Social influence (Trans.). St. Petersburg: Piter. (in Russ.).

Загрузки

Опубликован

2021-02-28

Как цитировать

Цахилова, К. О. (2021). Социально-психологические функции комплимента в межличностном общении. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 4(1), 36–50. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-36-50

Выпуск

Раздел

Психология