Диагностика и развитие концептуальных способностей студентов в учебном процессе

  • Ирина А. Кибальченко Южный федеральный университет https://orcid.org/0000-0001-7730-7172
  • Антон О. Григорьев Южный федеральный университет
  • Юрий А. Криничный Южный федеральный университет
  • Арина А. Родина Южный федеральный университет
  • Кирилл И. Морев Южный федеральный университет
Ключевые слова: понятийное мышление, концептуальные способности, учебный текст, развитие, студенты

Аннотация

Статья посвящена разработке в учебном процессе контента для диагностики и развития концептуальных способностей студентов. В разделе «Введение» на основе исследований М. А. Холодной, С. А. Хазовой, А. В. Трифоновой и других описаны теоретические основания признаков того, что у студентов, включенных в исследовательскую деятельность, актуализируются понятийное мышление, категориальные и концептуальные способности. На основе диагностической методики «Понятийный синтез» в исследовании использовался технологический прием развития концептуальных способностей, предполагающий разработку студентами развивающих и диагностических триад (учебных текстов) в семантическом поле понятия "искусственный интеллект", составление взаимосвязей внутри каждой триады, оценка составленных на основе  триад предложений. В разделе «Результаты и обсуждение результатов» описаны этапы разработки стимульного материала в поле понятия «Искусственный интеллект»; группировка триад (три слова), их экспертная оценка и иерархическое структурирование; апробация разработанных триад в учебном процессе проведена на группе людей, имеющих профессиональную компетенцию по отношению к понятию «искусственный интеллект». В исследовании приняли участие 26 человек – будущих IT специалистов (аспирантов и магистрантов). Проведена интерпретация результатов. Представлен новый взгляд на проблему интеллектуального развития студентов при изучении искусственного интеллекта. Метод корреляционного анализа, экспертные оценки, определение частоты встречаемости признаков использованы в обработке результатов. В заключении сформулированы выводы о том, что учебный текст «Понятийный синтез» направлен на оценку изучения и развития когнитивных структур знаний и понятийного опыта студентов и аспирантов по теме искусственного интеллекта. Разработка тематических триад определяют не только эффективность интеллектуальной деятельности в целом, но и характеризуют успешность учебной деятельности.

Биографии авторов

Ирина А. Кибальченко, Южный федеральный университет

Доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности ИКТИБ ЮФУ, Таганрог

Антон О. Григорьев, Южный федеральный университет

аспирант, ИКТИБ ЮФУ, Таганрог

Юрий А. Криничный, Южный федеральный университет

аспирант ИКТИБ ЮФУ, Таганрог

Арина А. Родина, Южный федеральный университет

аспирант, ИКТИБ ЮФУ, Таганрог

Кирилл И. Морев, Южный федеральный университет

аспирант, ИКТИБ ЮФУ

Литература

Хазова С. А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды: дисс. … доктора психол. наук. Кострома, 2014. 540 с.

Холодная М. А. Интеллект, креативность, обучаемость: ресурсный подход (о развитии идей В. Н. Дружинина) // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 5. C. 5–14.

Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 3-е изд., перераб. и доп. М.: «Юрайт», 2019. 334 с.

Холодная М. А., Хазова С. А. Феномен концептуализации как основа продуктивности интеллектуальной деятельности и совладающего поведения // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 5. С. 5–17.

Chatila R., Renaudo E., Andries M., Chavez-Garcia R.-O., Luce-Vayrac P., Gottstein R., et al. Toward self-aware robots // Frontiers in Robotics and AI. 2018. Vol. 5. doi: 10.3389/frobt.2018.00088

Dehaene S., Lau H. and Kouider S. What is consciousness, and could machines have it? // Science. 2017. Vol. 358, Issue 6362, pp. 486-492. doi: 10.1126/science.aan8871

Fogel A. L., Kvedar J. C. Artificial intelligence powers digital medicine // npj Digital Medicine. 2018. Issue 1. doi: 10.1038/s41746-017-0012-2

Gobet F., Sala G. How artificial intelligence can help us understand human creativity. Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. 10.3389/fpsyg.2019.01401

Grigore E. C., Pereira A., Zhou I., Wang D., Scassellati B. Talk to me: verbal communication improves perceptions of friendship and social presence in human-robot interaction // Lecture Notes in Computer Science. Cham: Springer, 2016. Vol. 10011. doi: 10.1007/978-3-319-47665-0_5

Kennedy J., Baxter P., Belpaeme T. Nonverbal immediacy as a characterisation of social behaviour for human-robot interaction // International Journal of Social Robotics. 2017. Issue 9. 109–128. doi: 10.1007/s12369-016-0378-3

Kholodnaya M. A., Volkova E. V. Conceptual structures, conceptual abilities and cognitive functioning efficiency: the ontological approach // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2016. Issue 217. P. 914–922.

Kinouchi Y., Mackin K. J. A basic architecture of an autonomous adaptive system with conscious-like function for a humanoid robot // Frontiers in Robotics and AI. 2018. Vol. 5. doi: 10.3389/frobt.2018.00030

Levy D. The ethical treatment of artificially conscious robots // International Journal of Social Robotics. 2009. Issue 1. P. 209–216. doi: 10.1007/s12369-009-0022-6

Ergen M. What is Artificial Intelligence? Technical Considerations and Future Perception // The Anatolian Journal of Cardiology. 2019. Vol. 22. P. 5–7.

Solaiman S. M. Legal personality of robots, corporations, idols and chimpanzees: a quest for legitimacy. Artificial Intelligence and Law. 2017. Issue 25, P. 155–179. doi: 10.1007/s10506-016-9192-3
Опубликован
2020-05-31
Как цитировать
Кибальченко, И. А., Григорьев, А. О., Криничный, Ю. А., Родина, А. А., & Морев, К. И. (2020). Диагностика и развитие концептуальных способностей студентов в учебном процессе. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 3(1), 19-30. извлечено от https://inov-ppd.ru/index.php/inov/article/view/64
Раздел
Психология