Адаптация как фактор повышения успешности студентов в условиях социокультурных и образовательных рисков

Авторы

  • Татьяна Н. Щербакова Донской государственный технический университет
  • Хава Х. Тамасханова Ингушский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-51-61

Ключевые слова:

адаптация, студент, успешность, субъект, представления, субъективные детерминанты, аутопсихологическая компетентность, конструктивность

Аннотация

Во введении представлено обоснование актуальности исследования взаимосвязи адаптивности и детерминации успешности студентов в контексте современных рисков. Показаны результаты теоретического анализа субъективных факторов – детерминант достижения успеха в студенческом возрасте. Описаны основные направления проявления активности студента, направленной на позитивные трансформации и саморазвитие. Дана содержательная характеристика роли представлений о способах развития адаптивности личности как фактора повышения успешности в условиях неопределённости. Новизна исследования заключается в выявлении и описании субъективных факторов успеха студентов в условиях современных рисков. В содержание статьи включён сопоставительный анализ различных типов адаптации и их эффектов в практической активности развивающегося субъекта. Раздел Методы описывает методики и анкеты, используемые в исследовании. Описана выборка – студенты факультета психологии Донского Государственного Технического Университета (ДГТУ). В разделе Результаты показана роль рефлексии опыта адаптации и достижения успеха в проектировании конструктивной индивидуальной траектории продвижения в учебно-профессиональной деятельности. В данном модуле содержится анализ критериев высокого уровня развития адаптивности студентов в условиях современных рисков. В Обсуждении результатов представлено описание и интерпретация результатов эмпирического исследования представлений студентов об адаптивности и детерминантах достижения успеха в современных условиях. Данные эмпирического исследования показывают значение представлений студентов о факторах успеха в регуляции поведения и деятельности. Впервые показана роль развития индивидуальной мотивации роста и устойчивости личности в определении продуктивности поведения студентов в условиях современных образовательных и социальных рисков. В Заключении подчеркивается наличие связи степени адаптивности и успешности личности студентов. Делается вывод о том, что уровень осмысления специфики проявлений неопределенности в современной ситуации способствует формированию устойчивости личности, ее продуктивности, жизнестойкости и конструктивности. Приведена модель программы повышения уровня адаптивности студентов как фактора детерминации успешности студентов в современных условиях.

Биография автора

Татьяна Н. Щербакова, Донской государственный технический университет

доктор психологических наук, профессор

Библиографические ссылки

Abakumova, I. V., & Kagermazova, L. Ts. (2008). Semantic communications in the educational process: theory and technologies of directed translation of meanings in teaching: Monograph. Moscow; Nalchik: Publishing house of M. and V. Kotlyarov. (in Russ.).

Asmolov, A. G., Shekhter, E. D., & Chernorizov, A. M. (2017). Preadaptation to uncertainty as a strategy for navigation of developing systems: routes of evolution. Questions of Psychology, 4, 3–27. (in Russ.).

Golovina, S. G. (2018). Attitude to success and motivation of success of student youth. Trends in the Development of Science and Education, 43-3, 69–72. (in Russ.).

Jiga, N. D. (2020). The relationship of students' self-attitude with the motivation to achieve success. Vestnik of the Baranovichi State University, 8, 78–83. (in Russ.).

Kayasheva, O. I., & Khanova, Z. G. (2019). The role of psychology students’ reflexivity in securing professional success. EurAsian Journal of BioSciences, 13(2), 2051–2056.

Krivosheeva, A. S. (2020). The relationship between procrastination and motivation for achieving success among university students. Scientific and Practical Research, 10-2(33), 14–18. (in Russ.).

Nazarov, S. M. (2020). Psychological barriers on the way to achieving success in professional activity. In: Modern studies of problems of human resources management. Proceedings of the V International Scientific and practical conference (pp. 50–55). Serpukhov: OOO «Edel'veys». (in Russ.).

Nepogodina, A. V., & Yarusheva, S. A. (2020). The level of self-assessment as a factor of success of professional activity. In: Management, economy and society-2020: problems and ways of development. Proceedings of the International Scientific and Practical conference: collection of articles (pp. 118–120). Chelyabinsk: Chelyabinsk State University Publishing House. (in Russ.).

Nikonenko, N. V. (2018). The relationship between the ego-state of the individual and the motivation for success. The World of Pedagogy and Psychology, 1 (18), 107–112. (in Russ.).

Pankratova, I. A. (2018). Features of interrelation of ideas about success and motivation of successful activity among students. Izvestiya Yuzhnogo Federalnogo Universiteta. Pedagogical Sciences, 7, 105–110. (in Russ.).

Saseendran, H., & Salman, S. (2019). Influence of Entrepreneurship Psychology on Small Business Creation and Organisational Success. Small Enterprises Development, Management & Extension Journal, 46(3), 205–216. DOI: 10.1177/0970846419871112

Shcherbakova T., Misirov D., Akobyan M., & Zhitnaya I. (2019). Psychological aspects of security culture development for modern students. In: International Scientific Conference: “Achievements and Perspectives of Philosophical Studies” (APPSCONF-2019). SHS Web Conf., 72, 03010. DOI: 10.1051/shsconf/20197203010

Sokolovich, E. A. (2020). Motivation to achieve success and motivation to avoid failure in individuals with different levels and types of perfectionism in the period of early adulthood. Right. Economy. Psychology, 3(19), 105–109. (in Russ.).

Tikhonova, N. E. (2018). Factors of Life success and social status in the minds of Russians. Vestnik of the Institute of Sociology, 9(4(27)), 11–43. (in Russ.).

Zvezdina, G. P. (2015). Initiation of research activity of students through participation in research. In: Subject of professional activity: development strategies and risks. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference (pp. 54–58). Rostov-on-Don: DSTU. (in Russ.).

Загрузки

Опубликован

2021-02-28

Как цитировать

Щербакова, Т. Н. ., & Тамасханова, Х. Х. . (2021). Адаптация как фактор повышения успешности студентов в условиях социокультурных и образовательных рисков. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 4(1), 51–61. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-51-61

Выпуск

Раздел

Психология