Психологические предикторы адаптации образовательных мигрантов к трудной жизненной ситуации

Авторы

  • Виктор А. Клименко Национальный исследовательский Томский государственный университет
  • Анастасия В. Гришина Донской государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-62-76

Ключевые слова:

образовательная миграция, сложная жизненная ситуация, личностные ресурсы, адаптация, Covid-19

Аннотация

Во Введении раскрывается понятие образовательной миграции как трудной жизненной ситуации, переживаемой студентами. Миграционные потоки студентов растут с каждым годом во всем мире, а значит изучение психологических особенностей этой группы молодежи, а также сложностей, с которыми они сталкиваются, является чрезвычайно актуальным для психологической науки. Сложившаяся во всем мире ситуация пандемии и вынужденной самоизоляции привела к еще более серьезным психологическим последствиям для образовательных мигрантов, ведь многие из них не могли вернуться на родину, либо приехать к месту учебы, что повышало тревожность за свое будущее и карьеру, за невозможность помочь своим близким и т.д. Проведенное эмпирическое исследование было посвящено изучению сложных жизненных ситуаций, их типов и распространенности на разных группах образовательных мигрантов в период пандемии COVID-19. Новизна исследования заключается в изучении сложных жизненных ситуаций образовательных мигрантов. В разделе «Методы» описана эмпирическая база исследования. Её составили 380 человек – студенты высших учебных заведений Екатеринбурга и Томска в возрасте 18–22 с разным миграционным опытом. Исследование проводилось с помощью авторской анкеты, в которую вошли вопросы о переживании наиболее часто-встречающихся сложных жизненных ситуаций для образовательных мигрантов этих регионов: заболевания коронавирусом, переживания о здоровье близких, несостоявшаяся поездка (фиксирующая сложности передвижения), сложности с учебой, проблемы в личной жизни, бытовые сложности. Раздел «Результаты» показывает, что принадлежность к группе «образовательных мигрантов» не влияет однозначно на специфику восприятия сложных жизненных ситуаций молодыми людьми, их частоту и типичность переживания. В разделе «Обсуждение результатов» полученные данные сравниваются с данными зарубежных исследователей, изучающих особенности адаптации образовательных мигрантов к новой образовательной и социально-психологической среде. Раздел «Выводы» гласит, что самыми «популярными» и значимыми с точки зрения феномена «сложных жизненных ситуаций» для респондентов оказались сложности с учебой и переживания о здоровье близких.

Биографии авторов

Виктор А. Клименко, Национальный исследовательский Томский государственный университет

Магистрант

Анастасия В. Гришина, Донской государственный технический университет

доцент

Библиографические ссылки

Apanovich, M. YU. (2015). Educational migration in Russia: points of development. Vestnik of Science and Education, 9(11), 79–82. (in Russ.).

Chernyshev, K. A. (2014). Education as a factor of migration mobility: experience in assessing and making managerial decisions at the regional level. Management issues, 6(12), 172–178. (in Russ.).

Curșeu, P. L., Coman, A. D., Panchenko, A., Fodor, O. C., & Rațiu, L. (2021). Death anxiety, death reflection and interpersonal communication as predictors of social distance towards people infected with COVID 19. Current psychology. DOI: 10.1007/s12144-020-01171-8

Fedotova, V. A. (2017). Values of Russians in the Context of Age Differences. Vestnik of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology, 1, 78–86. (in Russ.).

Ignatovskij, A. S., & SHtro, R. S. (2019). Retrospective assessment of the factors of professional self-determination of students of Russian universities. Trends in science and education in the modern world, 48–2, 16–20. (in Russ.).

Kocjan, G. Z., Kavčič, T., & Avsec, A. (2021). Resilience matters: Explaining the association between personality and psychological functioning during the COVID-19 pandemic. International Journal of Clinical and Health Psychology, 21(1), 100198. DOI: 10.1016/j.ijchp.2020.08.002

Leonov, N. I., & Hasan, F. H. (2019). Coping resources of international students in difficult life situations. Vestnik of Udmurt University. Series “Philosophy. Psychology. Pedagogy", 29(3), 291–297. (in Russ.).

Li, H., Hafeez, H., & Zaheer, M. A. (2021). COVID-19 and Pretentious Psychological Well-Being of Students: A Threat to Educational Sustainability. Frontiers in psychology, 11, 4034. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.628003

López, J., Perez-Rojo, G., Noriega, C., Carretero, I., Velasco, C., Martinez-Huertas, J. A., López-Frutos, P., & Galarraga, L. (2020). Psychological well-being among older adults during the COVID-19 outbreak: a comparative study of the young-old and the old-old adults. International Psychogeriatrics, 32(11), 1365–1370. DOI: 10.1017/S1041610220000964

Mitin, D. N. (2010). Educational migration: concept, problems, and solutions. Vestnik of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Political Science, 3, 123–134. (in Russ.).

Perikova, E. I., Byzova, V. M., & Lovyagina, A. E. (2019). Mental self-regulation of students in difficult life situations. Vestnik of Vyatka State University, 2, 99–106. (in Russ.).

Pokrovskaya, E. M., Smol'nikova, L. V., & Larionova, A. V. (2014). The issue of creating a model of socio-cultural integration of foreign students. Psychology, Sociology and Pedagogy, 11(38), 124–127. (in Russ.).

Ryazancev, S. V. (2010). Global labor market and international migration. Moscow: Ekonomika. (in Russ.).

Shpet, E. N. (2015). Educational migration as a tool for training university students using the practices of the foreign educational system. Pedagogical Review, 1(7), 30–37. (in Russ.).

Trofimov, E. A., & Trofimova, T. I. (2017). Features of educational migration in the context of globalization. In Kurganskij, C. A. (ed.) Trends and problems in the Russian economy: theoretical and practical aspects. Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference (pp. 219–224). Irkutsk: Publishing House of the Buryat State University. (in Russ.).

Ulyaeva, L. G. (2019). Psychological resources: concept, types, functions, role in personal self-realization. ZHivaya psihologiya, 6-4(24), 255–265. (in Russ.).

Zhai, Y., & Du, X. (2020). Mental health care for international Chinese students affected by the COVID-19 outbreak. The lancet Psychiatry, 7(4), e22. DOI: 10.1016/S2215-0366(20)30089-4

Загрузки

Опубликован

2021-02-28

Как цитировать

Клименко, В. А. ., & Гришина, А. В. . (2021). Психологические предикторы адаптации образовательных мигрантов к трудной жизненной ситуации. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 4(1), 62–76. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-62-76

Выпуск

Раздел

Психология