Особенности эмоционального интеллекта подростков с сенсорными нарушениями

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, нарушение слуха, подростки, сенсорные нарушения, эмпатия

Аннотация

Данная статья отражает результаты теоретического и эмпирического исследования по изучению особенности эмоционального интеллекта у подростков с нарушением слуха. Нами было опрошено 20 подростков с нарушением слуха, воспитанников школы-интерната в возрасте от 16 до 17 лет и 20 нормотипичных подростков данного возраста. В рамках теоретической составляющей была проведена работа, посвященная анализу исследования эмоционального интеллекта в современной психологии, а также представления о личности детей с нарушением слуха в психолого-педагогических исследованиях. В эмпирической части исследования производилась диагностика эмоционального интеллекта у подростков с нарушенным слухом и нормотипичных детей данной возрастной категории, а также производился статистический анализ полученных данных с целью выявления особенностей эмоционального интеллекта слабослышащих подростков. Были использованы следующие методики: изучение эмоционального интеллекта (Н. Холла); измерения эмоционального интеллекта (Д. В. Люсина); диагностики уровня эмпатии (В. В. Бойко); распознавание эмоций (А. Поздеева). В качестве основных статистических методов использовались одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова, непараметрический критерий U-Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмана. В ходе исследования были сформулированы следующие гипотезы: 1) для эмоционального интеллекта слабослышащих школьников, в отличии от здоровых сверстников, будет характерно: более низкий уровень эмпатии, высокий уровень самомотивации, высокое умение распознавать эмоции других людей; 2) умение подростков распознавать эмоции способствует развитию самоконтроля; низкий уровень эмпатии слабослышащих подростков затрудняет формирование межличностного эмоционального интеллекта. Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования в работе психологов коррекционных школ, для развития эмоционального интеллекта и гармоничной личности подростков с нарушенным слухом. В работе представлен новый взгляд на проблему психолого-педагогического сопровождения подростков с дефицитарным типом дизонтогенеза.

Биография автора

Елена Г. Шевырева, Южный федеральный университет

Кандидат психологических наук, доцент Академия психологии и педагогики

Литература

Александрова Е. А., Кузнецова К. С. Как формировать эмоциональный интеллект школьника. М.: «Директор школы». 2018. 160 с.

Андреева И. Н. Структура и типология эмоционального интеллекта. М.: Белорусский государственный университет. 2017. 283 с.

Гилфорд Дж. Структура интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс. 1965. С. 433–456.

Давыдова Ю. В. Эмоциональный интеллект: существенные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: дисс. …канд. псих. наук. М., Российский университет дружбы народов. 2011. 189 с.

Иванова Е. С., Клепалова Ю. И. Особенности развития эмоционального интеллекта студентов // Наука в современном мире: сб. материалов Международной научно-практической конференции. Москва: Перо, 2017. С. 180–186.

Краснов М. В., Григорьева М. Н. Эмоциональный интеллект городских школьников и его зависимость от возраста и пола // Наука: фундаментальные и прикладные труды материалов международной научной конференции. Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2015. С. 80–89.

Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29–39.

Махмутова А. Д. Исследование особенностей социального функционирования школьников с недостатками слуха // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2011. № 4. С. 133–138.

Петшак В. Понимание глухими детьми причинной обусловленности эмоциональных состояний // Исследования личности детей с нарушениями слуха. М.: НИИ ОПП, 1991. С. 32–50.

Ротова Е. Е., Раздобаров Н. Д., Коган Б. М. Качество жизни подростков с нарушением слуха // Специальное образование. 2013. № 1. С 89–95.

Савенков А. И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентости ребёнка как фактор формирования учебной успешности. М.: Перо, 2017. 128 с.

Савенков А. И. Структура социального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 2. С. 7–15. doi:10.17759/jmfp.2018070201

Юркевич В. С. Проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования. 2005. № 3 (4). С. 4–10. DOI: https://doi.org/10.17759/bppe

Anwer M. The moderation role of social intelligence in explaining attachment style and emotional intelligence in young adults // Pakistan Psychological journal. 2017. Vol. 48. Issue 2. P. 3–20.

Bar-On R. Emotional intelligence and self-actualization // Еmotional intelligence in everyday life: scientific research. New York: Psychology Press, 2001. P. 82–97.

Goleman D. Emotional intelligence: why weight may matter more than IQ? New York: Bantam Books, 1995. 384 p.

Mayer J., Salovey P., Caruso D. A competing model of emotional intelligence // The Manual book of human intelligence. NY: Cambridge University Press, 2000. P. 396–420.

Mayer J. D., Salovey P. Emotional Intelligence. N.Y., 2005. 380 p.
Опубликован
2020-05-31
Как цитировать
Шевырева, Е. Г. (2020). Особенности эмоционального интеллекта подростков с сенсорными нарушениями. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 3(1), 59-72. извлечено от https://inov-ppd.ru/index.php/inov/article/view/67
Раздел
Психология