Междисциплинарный подход к изучению дисграфии и дислексии у младших школьников в условиях цифровизации

Авторы

  • Елена А. Мацюк Донской государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-77-92

Ключевые слова:

дисграфия, дислексия, коммуникативные навыки, междисциплинарный подход, цифровизация образовательной среды, школьная дезадаптация

Аннотация

Во введении раскрывается специфика коммуникативной деятельности современных школьников, рассматривается её новый вид – дисплейная коммуникация. Разбираются случаи недостаточной сформированности коммуникативных навыков у обучающихся, имеющих речевые расстройства. Отмечается важность учёта особых образовательных потребностей, психологических и познавательных барьеров в обучении у этой категории школьников. Научная новизна статьи заключается в расширенном анализе структуры, профилактики и преодоления дисграфии с точки зрения междисциплинарного подхода, включающего неврологический, нейропсихологический аспекты и базовые дефектологические логопедические методы диагностики и коррекции нарушений письма и чтения. В теоретическом обосновании содержится обзор отечественных и зарубежных работ, посвящённых нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии. Сопоставлены результаты исследований, социальных опросов, проводимых российскими и зарубежными специалистами, изучающими проблему. Раскрывается понятие школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста. Понимание структуры нарушений процессов письма и чтения анализируется в парадигме нейропсихологического подхода к их диагностике и коррекции и с учётом психологических особенностей учеников этой категории. В обсуждении результатов обобщаются результаты исследований неврологов, логопедов, нейропсихологов в России и за рубежом, изучивших на современном этапе причины и многофакторную структуру дисграфии и дислексии и указывающих на особое значение целенаправленного комплексного междисциплинарного подхода в преодолении этих расстройств. Показана важность объединения воздействий не только на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу обучающихся с дисграфией и дислексией, но прежде всего понимание всего симптомокомплекса, частью которого являются эти расстройства, а также учёт медико-биологических факторов. Результативность коррекционных программ, по мнению авторов, зависит от наличия стойкого интереса учеников к процессу обучения, формирование которого невозможно сегодня без использования привычных поколению «цифры» достижений информационного общества, таких как сетевые ресурсы и дисплейная коммуникация, успешно используемые в современном образовательном пространстве.

Биография автора

Елена А. Мацюк, Донской государственный технический университет

аспирант

Библиографические ссылки

Ahutina, T. V. & Pylaeva, N. M. (2004). Recovery training in gross sensorimotor aphasia In M. G. Hrakovskaya (Ed.), Current topics of speech therapy practice. Proceedings of the scientific-practical conference "Central mechanisms of speech" (pp. 225–245). St. Petersburg: Akcioner i K°. (in Russ.).

Ahutina, T. V., Yablokova, L. V., & Polonskaya, N. N. (2000). Neuropsychology and psychophysiology of individual differences. Moscow– Orenburg: Publishing house of the Orenburg Regional Institute for Advanced Training of Educators. (in Russ.).

Akhutina, T. V. Khotyleva, T. Yu. & Galaktionova, O. G. (2016). Prevention and overcoming learning difficulties at an early stage. Toolkit. Moscow: V. Sekachev. (in Russ.).

Berninger, V. W., Nielsen, K. H., Abbott, R. D., Wijsman, E., & Raskind, W. (2008). Writing problems in developmental dyslexia: Under-recognized and under-treated. Journal of School Psychology, 46(1), 1–21. doi: 10.1016/j.jsp.2006.11.008

Bernshtein N. A. (1947). On the construction of movements. Moscow: State publishing house of medical literature. (in Russ.).

Bezrukih, M. M., & Kreshchenko, O. Yu. (2004). Features of speech development of primary school children with difficulties in learning to write and read. In M. G. Hrakovskaya (Ed.), Current topics of speech therapy practice. Proceedings of the scientific-practical conference "Central mechanisms of speech" (pp. 247–259). St. Petersburg: Akcioner i K°. (in Russ.).

Bosher, B., & Myklebust, H. (1960). Psychoneurological learning disorders in children. Archives de Pédiatrie, 77(6), 247–256.

Chirkina, G. V. (2012). The problem of teaching children with speech disorders in the context of their special educational needs. Uchenye zapiski, 2 (22), 155–166. (in Russ.).

Dolgova, O. I., Ziborova, E. V., & Petrichenko, S. I. (2018). Methods for the formation of persistent motivation in group lessons in the system of complex neurorehabilitation in children with various forms of dysgraphia and dyslexia. In O. A. Velichenkova, A. V. Lagutina (Eds.), Reading in the digital age. Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference of the Russian Association of Dyslexia (pp. 103–107). Moscow: Pushkin State Russian Language Institute. (in Russ.).

Klim-Klimaszewska, A., & Nazaruk, S. (2018). Early assessment of the risk of dyslexia and dysgraphia among children aged 5–6 in the aspect of educational and therapeutic work of kindergartens. In Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference (pp. 558–573). Rezekne: Academy of Technologies.

Lemyaskina, N. A., & Sternin, I. A. (2000). Communicative behavior of primary school children. Voronezh: Voronezh University. (in Russ.).

Luria, A. R. (1950). Essays on the psychophysiology of writing. Moscow: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR. (in Russ.).

Matsyuk, E., & Yelagina, M. (2020). Features of self-attitude in primary school children with dysgraphia and dyslexia in the conditions of digitalization of education. In D. Rudoy, A. Olshevskaya, & V. Kankhva (Eds.) Innovative Technologies in Science and Education. Proceedings of the E3S Web Conference. Les Ulis: EDP Sciences.

Nicolson, R. I., & Fawcett, A. J. (2011). Dyslexia, dysgraphia, procedural learning, and the cerebellum. Cortex, 47(1), 117–127. doi: 10.1016/j.cortex.2009.08.016

O’Hare, A. (2010). Dyslexia: what do pediatricians need to know? Occasional Review, 20(7), 338–343. doi: 10.1016/j.paed.2010.04.004

Rello, L. (2014). Design of Word Exercises for Children with Dyslexia. Procedia Computer Science, 27, 74–83. doi: 10.1016/j.procs.2014.02.010

Simernickaya, E. G. (1978). The dominance of the hemispheres. Moscow: Moscow University Publishing House. (in Russ.).

Snowling, M. J., & Hulme, C. (2012). Interventions for children’s language and literacy difficulties. International Journal of Language & Communication Disorders, 47(1), 27–34. doi: 10.1111/j.1460-6984.2011.00081.x

Tolmacheva, S. Yu. (2009). Speech genres in the linguistic consciousness of primary school children (Candidate dissertation abstract). Voronezh. (in Russ.).

Velichenkova, O. A., Ahutina, T. V., Ruseckaya, M. N., & Gusarova, Z. V. (2019). The problem of writing and reading disorders in children: data from an all-Russian survey. Special Education, 3 (55), 36–49. doi: 10.26170/sp19-03-03 (in Russ.).

Voloshina, L. N., Buslovskaya, L. K., Klimova, V. K. & Ryzhkova, Y. P. (2019). Evaluation of the adaptive potential of first-graders with normal speech development and speech disorders. Cypriot Journal of Educational Science, 14(2), 345–351.

Wiefferink, K., Van Beugen, C., Wegener Sleeswijk, B., & Gerrits, E. (2020). Children with language delay referred to Dutch speech and hearing centres: caseload characteristics. International Journal of Language and Communication disorders, 55(4), 573–582.

Zavadenko, N. N. (2016). School Disadaptation in neuro-pediatric practice. Pediatrician practice, 3, 60–70. (in Russ.).

Загрузки

Опубликован

2021-02-28

Как цитировать

Мацюк, Е. А. . (2021). Междисциплинарный подход к изучению дисграфии и дислексии у младших школьников в условиях цифровизации. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 4(1), 77–92. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-1-77-92

Выпуск

Раздел

Дефектология