Изучение взаимосвязи личностной направленности и профессионального самоопределения подростков
DOI:
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-2-18-31Аннотация
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи личностной направленности и профессионального самоопределения подростков. Во Введении показана социальная значимость проблемы профессионального самоопределения подростков в контексте современной ситуации трансформации различных сфер жизнедеятельности человека и тенденций расширения информации, кардинально меняющих процесс выбора профессии. Новизна исследования заключается в представлении краткого обзора исследований по проблемам профессионального самоопределения, рассматриваются современные подходы к изучению личностной направленности, ее взаимосвязи с профессиональным самоопределением. Указаны источники взаимосвязи профессионального самоопределения и его компонентов с направленностью личности. В разделе Методы описаны основные группы методов эмпирического исследования: ориентационная анкета Б. Басса; опросником профориентации И. Л. Соломина; методикой А. А. Азбель, А. Г. Грецова, направленной на изучение статусов профессиональной идентичности. В исследовании использованы методы математический статистики: критерий Манна-Уитни; критерий Спирмена. Описана выборка – подростки 14-16 лет МБОУ «Школа №18» г. Ростов-на-Дону. В разделе Результаты описываются четыре этапа проведенного эмпирического исследования. Изучены доминирующие типы направленности личности: направленность на себя, направленность на общение, направленность на дело. Изучены профессиональные интересы и способности по каждой из трех групп с разными типами личностной направленности. Показаны доминирующие типы направленности и ориентация на типы профессионального самоопределения. В Обсуждении результатов анализируются статусы профессиональной идентичности подростков по каждой из трех групп с разными типами личностной направленности. Приведены результаты математической статистики, использованной для сравнительного анализа профессиональной идентичности подростков с разным типом направленности личности. Выявлены различия между показателями профессиональной идентичности и различными типами личностной направленности. Выявлены взаимосвязи между показателями статусов профессиональной идентичности и различных типов личностной направленности. В Заключении подчеркивается наличие взаимосвязи трех типов направленности личности с характеристиками профессионального самоопределения в подростковом возрасте.
Библиографические ссылки
Ананьев, Б. Г. (2001). О проблемах современного человекознания. Мастера психологии. 2-е издание. СПб: Питер.
Барабанщикова, В. В., Марусанова, Г. И. (2016). Особенности психологической стратегии откладывания выполнения профессиональных задач. В Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е.А. Климова. Международная научно-практическая конференция (рр. 650–654). М.: Издательство МГУ.
Бендюков, М. А., Соломин И. Л. (2006). Ступени карьеры: азбука профориентации. СПб.: Речь.
Божович, Л. И. (2001). Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. В 70-ти томах. М.: МПСИ.
Головей, Л. А., Данилова, М. В., Рыкман, Л. В., Петраш, М. Д., Манукян, В. Р., Леонтьева, М. Ю., Александрова, Н. А. (2015). Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование. СПб: Нестор-История.
Грецов, А. Г., Азбель, А. А. (2012). Психологические тесты для старшеклассников и студентов. СПб: Питер.
Климов, Е. А. (2010). Психология профессионального самоопределения. 4-е изд. М.: Издательский Центр «Академия».
Леонтьев, А. Н. (2005). Деятельность. Сознание. Личность. 2-е издание. М.: Смысл: Академия.
Леонтьев, Д. А. (2019). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 4-е изд. М.: Смысл.
Лужецкая, А. М. (2017). Основные подходы к изучению направленности личности в современной науке. Успехи современной науки и образования, 6(2), С. 28–30.
Носкова, О. Г. (2007). Психология труда. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия».
Платонов, К. К. (2009). Концепция динамической функциональной структуры личности. В Л. В. Куликов (ред.) Психология личности в трудах отечественных психологов. 2-е издание (С. 122–133). СПб: Питер.
Пряжникова, Е. Ю. (2019). Психология труда: теория и практика. М.: Юрайт.
Пряжников, Н. С. (2017). Методы ориентировки в психологических «пространствах» самоопределения. Национальный психологический журнал, 3(27), С.144–150.
Рубинштейн, С. Л. (2019). Основы общей психологии. Серия «Наследие эпох». М.: АСТ.
Самойлик, Н. А. (2017). Типы профессионально-ценностных ориентаций представителей разных профессиональных групп. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология, 21, С. 78–86.
Умарова, Д. З. (2018). Профессиональное самоопределение и профессиональная направленность личности. Вопросы науки и образования, 7(19), С. 283–285.
Bass, B. M. (1967). Social Behavior and the Orientation Inventory: A Review. Psychological Bulletin, 68(4), 260–292. DOI: https://doi.org/10.1037/h0025075
Conkel‐Ziebell, J. L., Turner, S. L., Gushue, G.V. (2018). Testing an Integrative Contextual Career Development Model With Adolescents From High‐Poverty Urban Areas. The Career Development Quarterly, 66(3), 220–232. DOI: https://doi.org/10.1002/cdq.12144
Kuijpers, M., Meijers, F. (2017). Professionalising Teachers in Career Dialogue: An Effect Study. British Journal of Guidance and Counselling, 45(1), 83–96. DOI: https://doi.org/10.1080/03069885.2015.1121203
Lapan, R. T. (2004). Career development across the K-16 years: Bridging the present to satisfying and successful futures. Alexandria: American Counseling Association.
Turner, S. L., Lapan, R. T., Bobeck, B. (2017). Promoting the joy of working through the Integrative Contextual Model of Career Development. Symposium conducted at the National Career Development Association Global Conference. Orlando, Florida.
Turner, S. L., Trotter, M. J., Lapan, R. T., Czajka, K. A., Yang, P., Brissett, A. E. A. (2006). Vocational Skills and Outcomes Among Native American Adolescents: A Test of the Integrative Contextual Model of Career Development. The Career Development Quarterly, 54(3), 216–226. DOI: https://doi.org/10.1002/j.2161-0045.2006.tb00153.x
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2021 Анна В. Черная, Карина С. Панченко

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.