Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Влияние применения рубрик в высшем образовании на успеваемость и мотивацию студентов к обучению

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-43-52

Аннотация

Введение. Актуальность выбранной темы обоснована необходимостью дальнейшей дискуссии по проблеме обеспечения объективной и прозрачной оценки работ студентов, а также выработки и тестирования инструментов формирующего оценивания, позволяющих повысить успеваемость и заинтересованность студентов в обучении. Одним из таких инструментов могут быть рубрики, представляющие собой матрицу критериев или атрибутов оценки конкретного задания и уровней соответствия.

Цель. Определение влияния применения рубрик для оценки заданий, выполненных студентами, на успеваемость студентов и их мотивацию к обучению.

Материалы и методы. Методология исследования основана на эксперименте, включающем совместную со студентами разработку и дальнейшее применение рубрик для оценки выполненного задания по предмету, а также анкетировании студентов.

Результаты исследования. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что применение рубрик способствует увеличению мотивации студентов к обучению и успеваемости. Кроме того, оценка с помощью рубрик позволяет студентам получить обратную связь от преподавателя в виде комментариев о достижении уровней соответствия по используемым атрибутам оценки. Применение рубрик способствовало повышению активности студентов на занятиях, проявлению большего интереса к научной литературе, в том числе и на иностранном языке.

Обсуждение и заключения. Сравнение полученных результатов с существующими работами в области применения рубрик подтверждает их эффективность, достигаемую благодаря использованию понятных критериев оценки. Рубрики представляются перспективным инструментом для оценки наиболее важных и сложных заданий по предмету, поскольку их применение позволяет повысить заинтересованность и удовлетворенность студентов, а также последовательность и беспристрастность оценки. Одним из ограничений рубрик является некоторое подавление стремления студентов к реализации творческого потенциала, что необходимо проработать в дальнейших исследованиях.

Об авторе

К. А. Бармута
Донской государственный технический университет
Россия

Бармута Каринэ Александровна, доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент»

344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1



Список литературы

1. Землянская, Е. Н. (2020). Критериальное оценивание образовательных достижений студентов вуза. Педагогика. Вопросы теории и практики, 5(2), 142–147. https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.2.2

2. Курманбаева, Ш. К., Ислямова, С. А. (2020). Актуальные проблемы системы оценивания знаний студентов. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Педагогические науки, 2(66), 132–137. https://doi.org/10.51889/2020-2.1728-5496.22

3. Марагаева, З. С. (2019). Формирующее и констатирующее оценивание предметных результатов обучающихся. В: Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций. Материалы международной научно-практической конференции (С. 32–41). Ярославль: Литера.

4. Прохорова, М. П., Лебедева, Т. Е., Шарыгина, Е. Н. (2020). Взаимное оценивание результатов обучения: особенности и перспективы. Проблемы современного педагогического образования, 66–4, 238–241.

5. Шмиригилова, И. Б., Рванова, А. С., Григоренко, О. В. (2021). Оценивание в образовании: современные тенденции, проблемы и противоречия (обзор научных публикаций). Образование и наука, 23(6), 43–83. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-43-83

6. Chakraborty, S., Dann, C., Mandal, A. et al. (2021). Effects of rubric quality on marker variation in higher education. Studies in Educational Evaluation, 70, 100997. https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2021.100997

7. Chowdhury, F. (2019). Application of rubrics in the classroom: a vital tool for improvement in assessment, feedback and learning. International Education Studies, 12(1), 61–68. https://doi.org/10.5539/ies.v12n1p61

8. Cockett, A., Jackson, C. (2018). The use of assessment rubrics to enhance feedback in higher education: An integrative literature review. Nurse Education Today, 69, 8–13. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2018.06.022

9. Gallardo, K. (2020). Competency-based assessment and the use of performance-based evaluation rubrics in higher education: challenges towards the next decade. Problems of Education in the 21st Century, 78(1), 61–79. https://doi.org/10.33225/pec/20.78.61

10. Ismail, S., Rahul, D., Patra, I. et al. (2022). Formative vs. summative assessment: impacts on academic motivation, attitude toward learning, test anxiety, and self-regulation skill. Language Testing in Asia, 12, 40. https://doi.org/10.1186/s40468-022-00191-4

11. Isusi-Fagoaga, R., García-Aracil, A. (2020). Assessing master students’ competencies using rubrics: lessons learned from future secondary education teachers. Sustainability, 12(23), 9826. https://doi.org/10.3390/su12239826

12. Leenknecht, M., Wijnia, L., Köhlen, M. et al. (2021). Formative assessment as practice: the role of students’ motivation. Assessment & Evaluation in Higher Education, 46(2), 236–255. https://doi.org/10.1080/02602938.2020.1765228

13. Miknis, M., Davies, R., Johnson. C. (2020). Using rubrics to improve the assessment lifecycle: a case study. Higher Education Pedagogies, 5(1), 200–209. https://doi.org/10.1080/23752696.2020.1816843

14. Ragupathi, K., Lee, A. (2022). Beyond Fairness and Consistency in Grading: The Role of Rubrics in Higher Education. In: Diversity and Inclusion in Global Higher Education (pp. 73–95). Singapore: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-981-15-1628-3_3

15. Reynders, G., Lantz, J., Ruder, S. et al. (2020). Rubrics to assess critical thinking and information processing in undergraduate STEM courses. International Journal of STEM Education, 7, 9. https://doi.org/10.1186/s40594-020-00208-5

16. Schmidt, L. F. (2020). Developing classroom and program assessment rubrics. Radiologic Technology, 92(2), 210–213.


Рецензия

Для цитирования:


Бармута К.А. Влияние применения рубрик в высшем образовании на успеваемость и мотивацию студентов к обучению. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(1):43-52. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-43-52

For citation:


Barmuta K.A. Influence of Using Rubrics in Higher Education on Students’ Performance and Academic Motivation. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(1):43-52. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-1-43-52

Просмотров: 148


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+