Особенности представлений об успехе как фактор социализации современных студентов

Авторы

  • Хава Х. Тамасханова Ингушский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-2-48-61

Ключевые слова:

субъективные представления, успех, социализация, студент, адаптация, риски, трансформация

Аннотация

Во Введении представлена аргументация актуальности исследования. Анализируются современные подходы в исследовании роли представлений об успехе в регуляции активности студентов. Рассматриваются факторы макросоциального, микросоциального и субъективного уровня. Анализируются субъективные факторы, способствующие достижению успеха и конструктивной социализации в студенческом возрасте. Описываются направления развития преадаптивной активности студента. Дана характеристика роли представлений о способах развития преадаптивности субъекта в повышении успешности в условиях неопределённости. Новизна исследования заключается в выявлении и описании особенностей содержания представлений об успехе у современных студентов в условиях неопределенности. Впервые описывается взаимосвязь портфолио студентов и особенностей их представлений об успехе. В работе описаны векторы влияния таких представлений на выбор модели социализации и роль преадаптации в ней. Раздел Методы описывает методики, использованные в исследовании. Это Анкета «Детерминанты успеха и способы его достижения» (Т.Н. Щербакова, О. Киреев); Тест-опросник «Потребность в достижении» (Ю.М. Орлов,
В.И. Шуркин, Л.П. Орлова); Анализ содержания портфолио студентов. В разделе Результаты показана роль представлений о возможностях достижения успеха в моделировании конструктивной индивидуальной траектории продвижения в учебно-профессиональной деятельности. Анализируется содержание представлений о факторах и проекциях успеха у студентов с разным уровнем адаптации в вузе, подтверждённым портфолио. Эмпирически выявлены и систематизированы характеристики детерминации достижения успеха у студентов в условиях неопределенности. В Обсуждении результатов представлено описание и интерпретация результатов эмпирического исследования, которые доказывают значение представлений студентов о факторах, детерминирующих успех в регуляции социального поведения и учебно-профессиональной деятельности. Показана роль развития содержания представлений о мотивации роста и успешности личности в определении продуктивности поведения студентов в условиях неопределенности современной социальной ситуации развития. В Заключении подчеркивается наличие связи представлений студентов о составляющих детерминации успеха и реальной успешности личности. Уровень осмысления факторов успеха способствует формированию адекватных современным требованиям моделей социализации личности, ее продуктивности, жизнестойкости и конкурентоспособности. Показана модель программы психологического обеспечения оптимизации адаптации студентов в вузе в современных условиях неопределенности.

Библиографические ссылки

Абакумова, И. В., Кагермазова, Л. Ц. (2008). Смысловые коммуникации в учебном процессе: теория и технологии направленной трансляции смыслов в обучении: Монография. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых.

Асмолов, А. Г., Шехтер, Е. Д., Черноризов, А. М. (2017). Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающих-ся систем: маршруты эволюции. Вопросы психоло¬гии, 4, 3–26.

Головина, С. Г. (2018). Отношение к успеху и мотивация успешности студенческой молодежи. Тенденции развития науки и образования, 43–3, 69–72.

Дубровина, С. В., Домитрак, Е. С., Фирсова, А. В. (2020). Взаимосвязь мотивации достижения успеха с личностной и ситуативной тревожностью у студентов медицинского вуза. В Философия здоровья: интегральный подход. Межвузовский сборник научных трудов (С. 57–63). Иркутск: Иркутский Государственный Медицинский Университет Министерства Здравоохранения Российской Федерации.

Звездина, Г. П. (2015). Инициация исследовательской активности студентов посредством участия в НИР. В Субъект профессиональной деятельности: стратегии развития и риски. Материалы Международной научно-практической конференции (С. 54–58). Ростов-на-Дону: Донской Государственный Технический Университет.

Звонова, Е. В., Мельников, М. А. (2020). Характеристики мотивации достижения успеха для студентов-участников международных программ. Международный научно-исследовательский журнал, 9-2 (99), 191–195.

Зинченко, Ю. П., Дорожкин, Е. М., Зеер, Э. Ф. (2020). Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития. Образование и наука, 22(3), 11–35. doi: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-11-35

Козырева, А. В. (2018). Представления студентов об успехе и успешном человеке. В Инновации в науке и практике. Сборник статей по материалам VIII международной научно-практической конференции. В 5-ти частях (С. 187–198). Барнаул.

Непогодина, А. В., Ярушева, С. А. (2020). Уровень самооценки как фактор успеха профессиональной деятельности. В Управление, экономика и общество – 2020: проблемы и пути развития. Сборник статей участников Международной научно-практической конференции (С. 118–120). Челябинск.

Никоненко, Н. В. (2018). Взаимосвязь эго-состояния личности и мотивации успеха. Мир педагогики и психологии, 1(18), 107–112.

Петровский, В. А. (2018). Импликативная модель целеполагания: константы адаптивного действия. М.: Издательский дом ЯСК.

Соколович, Е. А. (2020). Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач у индивидов с разными уровнями и видами перфекционизма в период ранней взрослости. Право. Экономика. Психология, 3(19), 105–109.

Тихонова, Н. Е. (2018). Факторы жизненного успеха и социального статуса в сознании россиян. Вестник Института социологии, 9(4(27)), 11–43.

Abakumova, I., Zvezdina, G., Grishina, A., Zvezdina, E., Dyakova, E. (2020). Student Attitudes Towards Online Education during the COVID-19 Viral Outbreak of 2020: Distance Learning in a Time of Social Distance September 2020. International Journal of Technology in Education and Science, 4(4), 256–266. doi: https://doi.org/10.46328/ijtes.v4i4.107

Shcherbakova, T. N., Loboda, T. V., Misirov, D. N. (2019). Psychological determinants of professional and personal students growth: resources and development risks. In Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019). SHS Web of Conferences, 70, 01015. doi: https://doi.org/10.1051/shsconf/20197001015

Shcherbakova, T., Misirov D., Akobyan M., Zhitnaya I. (2019). Psychological aspects of security culture development for modern students. In International Scientific Conference: “Achievements and Perspectives of Philosophical Studies” (APPSCONF-2019). Web of Conferences, 72, 03010. doi: https://doi.org/10.1051/shsconf/20197203010

Загрузки

Опубликован

2021-04-30

Как цитировать

Тамасханова, Х. Х. (2021). Особенности представлений об успехе как фактор социализации современных студентов. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 4(2), 48–61. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-2-48-61

Выпуск

Раздел

Психология