Проблемы включенного обучения младших школьников с нарушениями речи в смыслодидактической интерпретации

Ключевые слова: смысловая сфера, инициация смыслообразования, смыслодидактическая модель обучения, включенное обучение, расстройства речи, реабилитационные программы, особые образовательные потребности

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы методологических оснований   инклюзивного обучения младших школьников, имеющих нарушения речи, с позиций смыслодидактики.  Исходя из современной тенденции отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как полноправным участникам социальной жизни общества обобщается опыт исследований в области безбарьерного обучения. Во введении поднимается проблема существующих   противоречий в современном мировом образовательном пространстве в связи с увеличением количества детей с ОВЗ, включённых в общеобразовательный процесс. Целью статьи является раскрытие идеи создания смыслодидактической модели обучения детей с речевыми расстройствами с учётом существующих аналогичных образовательных моделей для детей со снижением слуха, расстройствами аутистического спектра и другими ограничениями возможностей здоровья. В теоретическом обосновании подробно раскрыты противоречия интегративного  подхода в отечественном образовании. Автор указывает на ключевое значение учёта особых образовательных потребностей детей младшего школьного возраста с нарушениями речи, обучающихся в общеобразовательной школе. Поиск путей повышения эффективности включенного обучения рассматривается     в двух направлениях. С одной стороны, отмечается ведущая роль междисциплинарного подхода и особое значение кондуктивной педагогики как важнейшего звена реабилитационной программы в оказании   помощи ребёнку с ОВЗ. С другой стороны, отслеживая хронологию постепенного формирования из идей гуманистической педагогики концепции личностно – ориентированного обучения, а затем появления  отраслей психодидактики и смыслодидактики, подчеркивается значение смысловой педагогики, роль личностного смысла в структуре познавательной деятельности учащихся. Подчеркивается, что современная школа как модель общества, вступившего в эпоху цифровизации, понимается как уникальное пространство для интенции развития ценностно- смысловой сферы обучающихся, формирования  индивидуальной жизненной стратегии. Изучив  опыт применения смыслодидактической  модели обучения подростков с различными особенностями развития и  повышения эффективности  освоения школьниками с ОВЗ  образовательных программ   за счёт использования смыслотехник, автор делает акцент  на корреляции между целями реабилитационных программ  и установками современной системы образования по  созданию условий для полноценного социального развития  обучающихся с  недоразвитием  речи в будущем. В заключении ставится задача проектирования смыслодидактической модели обучения младших школьников с речевыми расстройствами, способной, через влияние на сферу смыслообразования,  служить преодолению познавательных, коммуникативных и личностных барьеров в обучении.

Биография автора

Елена А. Мацюк, Донской государственный технический университет

аспирант

Литература

Абакумова И. В. Смыслодидактика: учебное пособие для магистрантов отделений педагогики и психологии. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. 320 с.

Абакумова И. В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе. Автореф. дис… канд. псих. наук. Ростов-на-Дону. 1989. 20 с.

Абакумова И. В., Белоусова А. К., Зорина Е. С., Максимович Е., Николаева Е. А., Нурмухамедова И. В., Стошич Л., Федотова О. Д. Психолого-педагогические основы инновационных методов обучения в высшей школе. М: РУСАЙНС, 2019. 228 с.

Абакумова И. В., Годунов М. В., Пеньков Д. В. Смыслообразующие стратегии: потенциал современных исследований. М.: КРЕДО, 2019. 44 с.

Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Косикова Л. В. Смысловая сфера подростков: особенности развития в условиях включенного обучения. М.: КРЕДО, 2016. 116 с.

Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 1. С. 5–16. Асмолов А. Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе) // Образование и наука. 2013. № 8 (107) С. 3–13.

Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. Методически основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: МГУ.1986. 96 с.

Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 35–47.

Выготский Л. С. Основы дефектологии: Собр. Соч. в 6-ти т. 5 том. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

Ермаков П. Н., Абакумова И. В., Осипова А. А. Смысловые барьеры в обучении: дидактическое содержание и технологии преодоления. М.: КРЕДО, 2016. 274 с.

Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб.: СПб ГУПМ, 1999. 242с.

Колтунова Е. А. Психологические особенности символизации у неслышаших в период юности. Автореф. дис… канд. псих. наук. Ростов-на-Дону, 2015. 20 с.

Клочко Е. В. Онтология смысла и смыслообразование (размышления в связи с юбилеем О. К. Тихомирова) // Вестник московского университета. Серия: Психология. 2013. Т. 14, № 2. С. 106–120.

Крутский А. Н. Роль психодидактики в профессиональной подготовке учителя // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 6 (28). С. 78–85. doi: 10.15293/2226-3365.1506.09

Кузенко С. С. Деформации смысловой сферы подростков с коммуникативно-личностными нарушениями. Автореф. дис... канд. псих. наук. Ростов-на-Дону, 2008. 24 с.

Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: МГУ. 1971. 40 с.

Малофеев Н. Н., Гончарова Е. Л., Никольская О. С., Кукушкина О. И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология. 2009. № 1. С. 5–19.

Мухина А. Д., Бурыкина Н. М. Роль семьи в процессе инклюзивного обучения // Вопросы образования и науки: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, 30 ноября 2017 г. Ч. 4. Тамбов: ЮКОМ. 2017. С. 101–103. DOI: 10.17117/conf.2017.11.04

Орлова Е. В., Пискунова С. Г., Приходько Н. Н., Мацюк Е. А., Волченскова О. Ю., Астен А. А., Годованная Г. В., Чернова М. С. Интегративная психолого-логопедическая помощь детям с резидуально-органическим поражением ЦНС в условиях дневного стационара медицинской реабилитации // Детская и подростковая реабилитация. 2019. № 1 (37). С. 33–38.

Российская Е. Н., Гаранина Л. А., Алтухова Т. А. Готовность учителя-логопеда к сопровождению обучающихся с нарушениями письменной речи в инклюзивном образовательном пространстве. Чтение в цифровую эпоху: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии, 15 мая 2018 г. М.: Государственный институт русского языка, 2018. С. 92–98.

Современные технологии реабилитации в педиатрии / Под редакцией Е. Т. Лильина. М.: «ОДИ international», 2000. 556 с.

Чиркина Г. В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей // Учёные записки. 2012. № 2. С. 155–166.
Опубликован
2020-05-31
Как цитировать
Мацюк, Е. А. (2020). Проблемы включенного обучения младших школьников с нарушениями речи в смыслодидактической интерпретации. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 3(1), 110-123. извлечено от https://inov-ppd.ru/index.php/inov/article/view/71
Раздел
Дефектология