Психологические детерминанты агрессии родителей: возможности самоконтроля

Авторы

  • Татьяна Н. Щербакова Донской государственный технический университет
  • Елена А. Забара Донской государственный технический университет https://orcid.org/0000-0001-5006-2910

Ключевые слова:

агрессия, саморегуляция, эмоциональный интеллект, самоконтроль, ребенок, родители, детско-родительские отношения, детерминанты агрессии

Аннотация

Во введении обоснована актуальность прикладного изучения детерминации агрессивной активности родителя в контексте внутрисемейных отношений. Представлены основные теоретические аспекты, связанные с агрессией родителей. Описаны основные проекции транслируемых моделей агрессивного поведения родителей в самоотношении и активности ребенка. Также во введении содержательно характеризуются способы регуляции и контроля за проявлениями агрессии в пространстве детско-родительских отношений. Дан сопоставительный анализ деструктивной и «биологически адаптированной» агрессии в системе детско-родительских отношений. В разделе Методы представлен диагностический инструментарий, позволяющий изучить уровень агрессивности родителей, особенности детско-родительских отношений, стиль саморегуляции и представления о причинах агрессии и допустимости ее проявлений в общении с ребенком. В Результатах показана роль эмоционального интеллекта и психологической компетентности родителей в построении конструктивных, психологически благополучных отношений родитель-ребенок в семье. Раздел «Результаты» также включает описание и интерпретацию результатов эмпирического исследования характеристик родителей с разным типом выраженности показателей агрессивности и враждебности, общего уровня саморегуляции, сформированности эмоционального интеллекта. В Обсуждении результатов представлен анализ психологических детерминант различных моделей агрессивного поведения родителей. Дискуссия включает типизацию факторов, детерминирующих агрессивную активность со стороны родителей, представлен психологический портрет «агрессивного родителя». В выводах изложена установленная в результате эмпирического исследования взаимосвязь показателей агрессии и саморегуляции, агрессии и эмоционального интеллекта. Показана роль развития индивидуальной саморегуляции и эмоционального интеллекта в определении способности родителей управлять своим поведением и эмоциональным состоянием, в гармонизации взаимоотношений с ребенком. По результатам проведенного исследования предлагается разработать программу профилактики и психологической коррекции агрессии родителей, компонентом которой будет являться повышение уровня развития эмоционального интеллекта и общего уровня саморегуляции.

Загрузки

Опубликован

2020-11-30

Как цитировать

Щербакова, Т. Н., & Забара, Е. А. (2020). Психологические детерминанты агрессии родителей: возможности самоконтроля. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 3(2), 101–111. извлечено от https://inov-ppd.ru/index.php/inov/article/view/8

Выпуск

Раздел

Психология