Академическая прокрастинация студентов 1 курса: психологические аспекты и особенности

Авторы

  • Дарья И. Попова Южный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-4-6-26

Аннотация

В статье представлены результаты исследования аспектов академической прокрастинации у студентов первого курса университета. Во Введении дано определение академической прокрастинации, представлен типичный пример ситуации, в которой находится прокрастинирующий студент, приведены подходы к пониманию природы прокрастинации, обозначены масштабы распространения данного явления и его возможные причины. Новизна исследования заключается в изучении аспектов академической прокрастинации студентов 1 курса в связи с их смысложизненными ориентациями. В разделе «Методы» описаны основные методики эмпирического исследования: авторская анкета-опросник, «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева, методика «Общий уровень прокрастинации для студентов» C. H. Lay. При обработке данных использовались U-критерий Манна-Уитни и корреляционный анализ. В исследовании приняли участие 46 обучающихся 1 курса ВУЗа в возрасте 18–21 лет. В разделе «Результаты» представлены результаты изучения особенностей академической прокрастинации по пяти направлениям: проявления, причины, эмоциональное сопровождение, последствия для учебного процесса и пути преодоления состояния прокрастинации. С помощью U-критерия Манна-Уитни определено отсутствие различий между «ситуативными» и «хроническими» прокрастинирующими студентами в связи со смысложизненными ориентациями. Проведение корреляционного анализа показало обратную значимую связь (-0,338, при r=0.05) между данными по опроснику C. H. Lay и общим уровнем осмысленности жизни по методике СЖО. В разделе «Обсуждение результатов» приведено сравнение полученных результатов с данными исследований зарубежных авторов и данными нашего предыдущего исследования. В Заключении обобщены выводы по результатам исследовании и поставлен вопрос об экспериментальном характере будущих исследований в данном направлении, что должно поспособствовать пониманию природы академической прокрастинации у студентов и способов снижения ее влияния на учебный процесс.

Биография автора

Дарья И. Попова, Южный федеральный университет

студент бакалавриата

Библиографические ссылки

Леонтьев, Д. А. (2000). Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл.

Леонтьев, Д. А. (2003). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл.

Попова, Д. И. (2020). Влияние смысловой установки как причина ака-демической прокрастинации студентов высших учебных заведений. Северо-Кавказский психологический вестник, 18(1), С. 5–19.

Попова, Д. И., Беликова, М. Е. (2021). Академическая прокрастинация: аспекты откладывания выполнения учебных заданий студентами. Северо-Кавказский психологический вестник, 19(1), 61–77. doi: https://doi.org/10.21702/ncpb.2021.5

Blunt, A. K., Pychyl, T. A. (2000). Task aversiveness and procrastination: a multi-dimensional approach to task aversiveness across stages of personal projects. Personality and Individual Differences, 28(1), 153–167. doi: https://doi.org/10.1016/S0191-8869(99)00091-4

Bytamar, J. M., Saed, O., Khakpoor, S. (2020). Emotion Regulation Difficulties and Academic Procrastination. Frontiers in Psychology. doi: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.524588

Eisenbeck, N., Carreno, D. F., Uclés-Juárez, R. (2019). From psychological distress to academic procrastination: Exploring the role of psychological inflexibility. Journal of Contextual Behavioral Science, 13, 103–108. doi: https://doi.org/10.1016/j.jcbs.2019.07.007

Ferrari, J., Mason, C., Hammer, C. (2006). Procrastination as a predictor of task perceptions: Examining delayed and non-delayed tasks across varied deadlines. Individual Differences Research, 4(1), 28–36.

Ferrari, J. R., Scher, S. J. (2000). Toward an understanding of academic and nonacademic tasks procrastinated by students: the use of daily logs. Psychology in the Schools, 37(4), 359–366. doi: https://doi.org/10.1002/1520-6807(200007)37:4<367::AID-PITS7>3.0.CO;2-Y

Galić, G., Matešić, K., Pačić-Turk, L. (2019). Povezanost Akademske Prokrastinacije, Akademskog Lokusa Kontrole I Osobina Ličnosti S Akademskim Uspjehom. Suvremena psihologija, 22(1), 39–52. doi: https://doi.org/10.21465/2019-SP-221-03

Gil Flores, J., De Besa Gutiérrez, M. R., Garzón Umerenkova, A. (2019). ¿Por qué procrastina el alumnado universitario? Análisis de motivos y caracterización del alumnado con diferentes tipos de motivaciones. Revista de Investigación Educativa, 38(1), 183–200. doi: https://doi.org/10.6018/rie.344781

Gurumoorthy, R., Kumar, N. S. (2020). Study of impactful motivational factors to overcome procrastination among engineering students. Procedia Computer Science, 172, 709–717 (2020). doi: https://doi.org/10.1016/j.procs.2020.05.101

Hen, M., Goroshit, M. (2020). The effects of decisional and academic procrastination on students’ feelings toward academic procrastination. Current Psychology, 39(2), 556–563 (2020). doi: https://doi.org/10.1007/s12144-017-9777-3

Lay, C. (1986). At last, my research article on procrastination. Journal of Research in Personality, 20, 474–495.

Lee, S. Y., Hall, N. C. (2020). Understanding Procrastination in First-Year Undergraduates: An Application of Attribution Theory. Social Sciences, 9(8), 136. doi: https://doi.org/10.3390/socsci9080136

Lenggono, B., Tentama, F. (2020). Construct Measurement Of Academic Procrastination Of Eleventh Grade High School Students In Sukoharjo. International Journal Of Scientific & Technology Research, 9(1), 454–459.

Milgram, N. A., Sroloff, B., Rosenbaum, M. (1988). The procrastination of everydaylife. Journal of Research in Personality, 22(2), 197–212. doi: https://doi.org/10.1016/0092-6566(88)90015-3

Morris, P. E., Fritz, C. O. (2015). Conscientiousness and procrastination predict academic coursework marks rather than examination performance. Learning and Individual Differences, 39, 193.

Pychyl, T. A., Lee, J. M., Thibodeau, R., Blunt, A. (2000). Five days of emotion: an experience sampling study of undergraduate student procrastination. Journal of Social Behavior and Personality, 15(5), 239–254.

Rahimi, S., Hall, N. C., Pychyl, T. A. (2016). Attributions of Responsibility and Blame for Procrastination Behavior. Frontiers in Psychology. doi: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01179

Sirois, F. M. (2014). Absorbed in the moment? An investigation of procrastination, absorption and cognitive failures. Personality and Individual Differences, 71, 30–34. doi: https://doi.org/10.1016/j.paid.2014.07.016

Steel, P. (2007). The nature of procrastination: a meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure. Psychological Bulletin, 133(1), 65–94. doi: https://doi.org/10.1037/0033-2909.133.1.65

Steel, P., Ferrari, J. R. (2013). Sex, education and procrastination: An epidemiological study of procrastinators’ characteristics from a global sample. European Journal of Personality, 27(1), 51–58.

Tice, D. M., Baumeister, R. F. (1997). Longitudinal study of procrastination, performance, stress, and health: the costs and benefits of dawdling. Psychological Science, 8(6), 454–458. doi: https://doi.org/10.1111/j.1467-9280.1997.tb00460.x

Zack, S., Hen, M. (2018). Academic interventions for academic procrastination: A review of the literature. Journal of Prevention & Intervention Community, 46(2), 117–130.

Загрузки

Опубликован

2021-08-30

Как цитировать

Попова, Д. И. (2021). Академическая прокрастинация студентов 1 курса: психологические аспекты и особенности. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 4(4), 6–26. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-4-6-26

Выпуск

Раздел

Общая психология, психология личности, история психологии