Обзор современных представлений о буллинге как социально-психологическом явлении и его гендерных особенностях

Авторы

  • Ася А. Агасиян Южный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-4-27-39

Аннотация

На сегодняшний день проблема буллинга в образовательных учреждениях продолжает стоят очень остро. Появление новых электронных средств и способов коммуникации только усиливает это явление, способствует развитию новых способов травли, например, кибербуллинг. Несмотря на многочисленные психологические исследования и усиления внимания к этой проблеме администраций образовательных учреждений и психологов-практиков, эта проблема далека от решения. Новизна исследования заключается в обзоре современных исследований различных аспектов буллинга и освещении недостаточно изученного на данный момент гендерного аспекта травли. Во Введении отражены главные аспекты буллинга как социально-психологического явления: влияние на психологическое состояние жертв буллинга, психологические особенности жертв буллинга, основные характеристики этого явления. В Теоретическом обосновании автор описывает различные классификации видов буллинга; причины, которые могут вызывать агрессивное поведение инициаторов травли, приводит структуру ситуации травли, а также различные роли участников этой ситуации: инициатор, жертва, свидетели или наблюдатели. Далее автор уделяет внимание обзор мотивов, которые побуждают инициаторов травли к агрессивным действиям. Автор уделяется внимание и практическому аспекту: обозначению признаков, по которым можно определить, что ситуация представляет собой именно буллинг и требует экстренного вмешательства. Особое внимание автор посвящает обзору исследований, посвященных гендерным аспектам травли. В Обсуждении результатов автором рассматриваются различные мнения исследований о психологической сущности явления буллинга и обозначаются проблемные области в исследовании данного вопроса. В Заключении автор делает вывод о необходимости учета гендерного аспекта буллинга для профилактики этого явления и отмечает необходимость поиска инструментов для выявления потенциальных инициаторов травли на ранних этапах.

Биография автора

Ася А. Агасиян, Южный федеральный университет

студент бакалавриата

Библиографические ссылки

Alekseeva, L. S. (2016). Child abuse: its consequences and prevention. M.: National Book Center, Publishing Company "September".

Åslund, C., Starrin, B., Leppert, J., Nilsson, K. W. (2009). Social status and shaming experiences related to adolescent overt aggression at school. Aggressive Behavior, 35, 1–13. doi: https://doi.org/10.1002/ab.20286

Bochaver, A. A., Khlomov, K. D. (2013). Bullying as an object of research and a cultural phenomenon. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 10 (3), 149–159.

Brilliatova, O. M. (2015). Gender specificity of victim behavior in adolescents. In Psychological support of education: theory and practice. Collection of articles based on the materials of the V International Scientific and Practical Conference (pp. 145–150). Yoshkar-Ola: ANO HE "Interregional Open Social Institute".

Due, P., Holstein, B. E., Lynch, J., Diderichsen, F., Gabhain, S. N., Scheidt, P., Currie, C. (2005). Bullying and symptoms among school-aged children: International comparative cross sectional study in 28 countries. European Journal of Public Health, 15(2), 128–132. doi: https://doi.org/10.1093/eurpub/cki105

Dussich, J. P., Maekoya, C. (2007). Physical child harm and bullying-related behaviors: a comparative study in Japan, South Africa, and the United States. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 51(5), 495–509. doi: https://doi.org/10.1177/0306624X06298463

Farrington, D. P. (1993). Understanding and preventing bullying. In M. Tonry and N. Morris (Eds.) Crime and justice: annual review of research. Chicago: University of Chicago Press.

Farrington, D. P. (1993). Understanding and preventing bullying. Crime and Justice, 17, 381–458.

Fisher, H. L., Moffitt, T. E., Houts, R. M., Belsky, D. W., Arseneault, L., Caspi, A. (2012). Bullying victimisation and risk of self harm in early adolescence: Longitudinal cohort study. BMJ, 344, e2683. doi: https://doi.org/10.1136/bmj.e2683

Gini, G., Albiero, P., Benelli, B., Altoè, G. (2007). Does empathy predict adolescents’ bullying and defending behavior? Aggressive Behavior, 33(5), 467–476. doi: https://doi.org/10.1002/ab.20204

Gladden, R. M., Vivolo-Kantor, A. M., Hamburger, M. E., Lumpkin, C. D. (2014). Bullying surveillance among youths: uniform definitions for public health and recommended data elements, version 1.0. Atlanta, GA: National Center for Injury Prevention and Control, Centers for Disease Control and Prevention and US Department of Education.

Glazman, O. L. (2009). Psychological characteristics of bullying participants. Bulletin of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 105, 159–165.

Juvonen, J., Graham, S., Schuster, B. (2003). Bullying among young adolescents: The strong, weak, and troubled. Pediatrics, 112(6-1), 1231–1237.

Kostenko, E. S., Bakunovich, S. Yu. (2017). The psychological background of bullying. In The Best Student Article. Collection of articles of the XII International Scientific and Practical Competition: in 2 parts (pp. 283–285). Penza: Science and Education.

Krivtsova, S. V., Shapkina, A. N., Belevich, A. A. (2016). Bullying in schools around the world: Austria, Germany, Russia. Educational Policy, 3 (73), 97–119.

Lagerspetz, K. M. J., Bjorkqvist, K., Peltonen, T. (1998). Is indirect aggression typical of females? Gender differences in aggressiveness in 11-to 12-year-old children. Aggressive Behavior, 14(6), 403–414.

Lane, Д. А. (2001). School bullying (bullying). St. Petersburg: Piter.

Lee, C. (2006). Exploring Teacher’s Definitions of Bullying. Emotional and Behavioural Difficulties, 1, 61–75. doi: https://doi.org/10.1080/13632750500393342

Madsen, K. C. (1996). Differing perceptions of bullying and their practical implications. Education and Child Psychology, 13(2), 14–22.

Martorell, C., González, R., Rasal, P., Estellés, R. (2009). Convivencia e inteligencia emocional en niños en edad escolar. European Journal of Education and Psychology, 2(1), 69–78. doi: https://doi.org/10.30552/ejep.v2i1.18

Olweus, D. A. (2010). Bullying in schools: facts and intervention. Kriminalistik, 64(6).

Petrosyants, V. A. (2010). Psychological characteristics of high school students, participants in bullying in the educational environment. Letters to the Emission. Offline, 11, 1479.

Ramírez, F. C. (2001). Variables de personalidad asociadas en la dinámica bullying (agresores versus víctimas) enniños y niñas de 10 a 15 años. Anales de psicología, 17(1), 37–43.

Roland, E. (1988). Bullying: the Scandanavian research tradition. In D.P. Tattum and D.А. Lane (eds) Bullying in Schools (p. 21–32). Stoke-on-Trent.

Shalaginova, K. S., Kulikova, T. I., Zalygaeva, S. A. (2019). Gender characteristics of bullying in adolescence. Psychological Science and Education, 24(4), 62–71. https://doi.org/10.17759/pse.2019240405

Shestakova, Yu. M. (2019). Bullying problem in modern educational organization. In Psychology and Pedagogy: Actual Problems of Theory and Practice: a collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (pp. 166–169). M.: Moscow State Regional University.

Silva, M. A. I., Pereira, B., Mendonça, D., Nunes, B., Oliveira, W. A. (2013). The Involvement of Girls and Boys with Bullying: An Analysis of Gender Differences. International journal of environmental research and public health, 10(12), 6820–6831. doi: https://doi.org/10.3390/ijerph10126820

Slastikhina, O. A., Zhelonkina, Yu. N., Yuzhakova, I. O. (2019). Bullying in the school environment and its prevention. Problems of modern teacher education, 64–1, 358–362.

Sobkin, V. S., Smyslova, M. M. (2014). Bullying within the walls of the school: the impact of the sociocultural context (based on cross-cultural research). Social Psychology and Society, 5(2), 71–86.

Zharkov, G. V. (2013). Social sanction for bullying and risky subcultural practices of young people. In G. V. Kovaleva (ed.) Innovative development and human resources of the youth and social sphere. Materials of the International Scientific and Practical Conference (pp. 111–113). Saint Petersburg: Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design.

Загрузки

Опубликован

2021-08-30

Как цитировать

Агасиян, А. А. (2021). Обзор современных представлений о буллинге как социально-психологическом явлении и его гендерных особенностях . Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 4(4), 27–39. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-4-27-39

Выпуск

Раздел

Социальная психология, политическая и экономическая психология