Интернет поведение детей младшего школьного возраста

Авторы

  • Маргарита И. Чумак Донской государственный технический университет
  • Марина Ю. Елагина Донской государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-4-40-51

Ключевые слова:

интернет поведение, младшие школьники, информационная безопасность, психологическая безопасность, сеть, угрозы, интернет-среда, кибербуллинг, интернет-зависимость

Аннотация

В статье представлены результаты исследования интернет поведение детей младшего школьного возраста. Рассмотрены возможные угрозы, причины и решение в случае аддиктивного поведения детей данной возрастной группы. Во Введении показана социальная значимость проблемы. Оценивается влияние Интернет пространства на становление мировоззрения и личностную структуру ребенка. Показаны возрастные особенности данной возрастной группы. Анализируются причины аддиктивного поведения. Новизна исследования заключается в представлении краткого обзора исследований по проблеме Интернет поведения детей младшего школьного возраста. В Теоретическом обосновании анализируется поведение младших школьников с приходом технологизации и цифровизации. Выявлены причины «опасных» взаимоотношений с Интернетом. Рассматриваются возможные угрозы при использовании Интернет-ресурсов детьми младшего школьного возраста: контентные, коммуникационные, потребительские, технические, зависимости. Указаны источники возникновения данных угроз. Анализируется влияние и поведение младших школьников в данных ситуациях. Описываются задачи родителей для предотвращения данной проблемы и пример поведения в случае возникновения проблемы. В Обсуждении результатов поднимается вопрос обучения навыкам безопасного поведения в Интернет младших школьников. Обосновывается необходимость разработки методических материалов по данной проблеме. Выделены основные психолого-педагогические условия обучения младших школьников информационной безопасности. В Заключении отмечаются тенденции проблем обучения безопасного поведения детей младшего школьного возраста в Интернете. Отмечено, что начальная школа в наше время призывает к дальнейшему изучению данного вопроса и необходимости разработки новых форм и методов обучения для повышения безопасности младших школьников в сети.

Биографии авторов

Маргарита И. Чумак, Донской государственный технический университет

Магистрант

Марина Ю. Елагина, Донской государственный технический университет

Доцент

Библиографические ссылки

Бабаева, Ю. Д., Войскунский, А. Е. (1998). Психологические последствия информатизации. Психологический журнал, 19(1), 89–100.

Баранов, Е. Г. (2017). Информационно-психологическое воздействие: сущность и психологическое содержание. Национальный психологический журнал, 1(25), 25–31. doi: https://doi.org/10.11621/npj.2017.0103

Белинская, Е. П. (2009). Взаимосвязь Интернет-зависимости и стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями. В А. Е. Войскунский (ред.) Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. Сборник научных трудов (С. 48–62). М.: Акрополь.

Бочавер, А. А., Хломов, К. Д. (2013). Буллинг как объект исследований и культурный феномен. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 10(3), 149–159.

Букина, Е. Ю. (2014). Формирование у младших школьников навыков безопасной работы в сети Интернет. Информатика в школе, 5(98), 40–49.

Зинцова, А. С. (2014). Социальная профилактика кибербуллинга. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 3(35), 122–128.

Кондрашкин, А. В., Хломов, К. Д. (2012). Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 9(3), 102–113.

Макарова, Е. А., Макарова, Е. Л., Махрина, Е. А. (2016). Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления. Российский психологический журнал, 13(3), 293–311. doi: https://doi.org/10.21702/rpj.2016.3.17

Нечаева, А. Ю. (2021). Влияние пандемии и дистанционного обучения на психическое состояние детей младшего школьного возраста. Скиф. Вопросы студенческой науки, 5(57), 75–78.

Оськина, Н. Г. (2012). Профилактика интернет-зависимости у младших школьников: новая модель. Начальная школа плюс до и после, 7, 17–20.

Солдатова, Г., Рассказова, Е., Зотова, Е., Лебешева, М., Роггендорф, П. (2012). Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. URL: http://detionline.com/assets/files/helpline/Final_Report_05-29-11.pdf (дата обращения: 22.07.2021).

Фельдштейн, Д. И. (2010). Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы. Национальный психологический журнал, 2, 6–11.

Sourander, A., Klomek, A. B., Ikonen, M., Lindroos, J., Luntamo, T., Koskeiainen, M., Ristkari, T., Helenius, H. (2010). Psychosocial risk factors associated with cyberbullying among adolescents: A population-based study. Archives of General Psychiatry, 67(7), 720–728. doi: https://doi.org/10.1001/archgenpsychiatry.2010.79

Sparks, G. G. (1986). Developmental differences in children's reports of fear induced by mass media. Child Study Journal, 16(1), 55–66.

Widyanto, L., Griffiths, M. (2006). ‘Internet Addiction’: A Critical Review. International Journal of Mental Health and Addiction, 4, 31–51. doi: https://doi.org/10.1007/s11469-006-9009-9

Загрузки

Опубликован

2021-08-30

Как цитировать

Чумак, М. И., & Елагина, М. Ю. (2021). Интернет поведение детей младшего школьного возраста. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 4(4), 40–51. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-4-40-51

Выпуск

Раздел

Социальная психология, политическая и экономическая психология