Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Особенности профессиональной мотивации студентов разного уровня академической успешности

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-5-64-75

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей профессиональной мотивации и готовности у студентов с разным уровнем академической успешности. Новизна исследования заключается в расширении, конкретизации и уточнении научных представлений об особенностях профессиональной мотивации студентов с разным уровнем академической успешности в условиях трансформации современного образовательного пространства вуза. Системно представлены ресурсы и риски мотивации студентов, имеющих разную степень академической успешности.

Во Введении представлено обоснование актуальности данного исследования. Обозначена теоретическая база исследования. Отражена постановочная часть исследования: цель, задачи, предмет и объект исследования.

В разделе «Методы» представлены характеристики выборки, описаны методы исследования. Представлены методики, использованные в исследовании: Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир, в модификации А. А. Реана); Методика «Профессиональная готовность» (А. П. Чернявская); Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель); Авторская анкета, направленная на выявление субъективной оценки академической успешности и удовлетворенности выбором профиля профессионального обучения.

В разделе «Результаты» изложены данные, полученные в ходе применения выбранных методик, и их описание. Проведен сравнительный анализ профессиональных статусов, мотивации профессиональной деятельности и готовности у разных групп испытуемых.

В разделе «Обсуждение результатов» рассмотрены позиции российских и зарубежных исследователей на тему взаимосвязи профессиональной мотивации с другими факторами профессиональной сферы студентов. Рассмотрены различные взгляды на профессиональную готовность и идентичность.

В разделе «Заключение» в качестве выводов изложены основные интерпретации полученных данных. Установлено, что внутренняя профессиональная мотивация у студентов является источником профессионального саморазвития. Она направляет их в будущее, обеспечивая продуктивное целеполагание, активность и настойчивость в достижении поставленных целей.

Об авторах

С. В. Мужиченко
Донской государственный технический университет
Россия

студент 3 курса магистратуры



И. В. Абакумова
Донской государственный технический университет
Россия

доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой общей и консультативной психологии



Список литературы

1. Абакумова, И. В., Годунов, М. В., Пеньков, Д. В. (2019). Стратегии смыслообразования: переход от дуальности к триалектике. Российский психологический журнал, 16(1), 52–76. doi: https://doi.org/10.21702/rpj.2019.1.3

2. Гордеева, Т. О., Сычев, О. А. (2017). Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 1, 67–87.

3. Дворникова, Т. А. (2011). Мотивация учебной деятельности и саморегуляция студента. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, 3, 79–84.

4. Леонтьев, В. Г. (2022). Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат.

5. Магомед-Эминов, М. Ш. (1998). Трансформация личности. М.: Психоаналитическая ассоциация.

6. Малиновская, А. С. (2020). Анализ психологических особенностей студентов с различным уровнем профессиональной идентичности. Психология и педагогика в Крыму: пути развития, 2, 179–186.

7. Маркова, А. К. (1996). Психология профессионализма (монография). М.: Знание.

8. Митина, А. М. (2005). Зарубежные исследования учебной мотивации взрослых. Психология обучения, 1, 56–65.

9. Молдабаева, Р. А., Жансерикова, Д. А. (2020). Особенности структуры профессиональной мотивации студентов. Инновационная наука, 1, 119–122.

10. Шабалина, М. Р. (2009). Педагогические условия повышения академической успешности студентов. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 2–3, 59–63.

11. Щербакова, Т. Н., Лобода, Т. В. (2021). Моделирование успешного профессионального развития специалистов в вузе: психологические технологии. Национальное здоровье, 4, 181–192.

12. Якунин, В. А. (1998). Педагогическая психология. СПб.: Полиус.

13. Fishbach, A., Woolley, K. (2022). The structure of intrinsic motivation. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 9, 339–363. doi: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-012420-091122

14. Osodlo, V. I., Perepeliuk, T. D., Kovalchuk, O. P., Osadchenko, I. I., Vintoniak, V. F. (2020). The development of professional motivation of the activity subject under specific conditions. Journal of Intellectual Disability-Diagnosis and Treatment, 8(2), 196–204. doi: https://doi.org/10.6000/2292-2598.2020.08.02.15

15. Zhanguzhinova, M., Magauova, A., Satova, A., Mamanova, A. (2018). The study of student’s motivation for future professional activity. Rural Environment. Education. Personality, 11, 155–169. doi: https://doi.org/10.22616/REEP.2018.019


Рецензия

Для цитирования:


Мужиченко С.В., Абакумова И.В. Особенности профессиональной мотивации студентов разного уровня академической успешности. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2022;5(5):64-75. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-5-64-75

For citation:


Muzhichenko S.V., Abakumova I.V. Professional motivation features of students with different levels of academic success. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2022;5(5):64-75. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-5-64-75

Просмотров: 148


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+