Надежность оценочной системы как условие качественного управления обучением

Авторы

  • Надежда Ф. Ефремова Донской государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-4-71-84

Аннотация

Во Введении раскрываются причины необходимости нового взгляда на оценку образовательных достижений обучающихся. В первую очередь это связано с процессами международной интеграции в сфере образования, компетентностным подходом к процессу и результатам обучения, расширением техник и технологий обучения. Поэтому задача повышения объективности оценки рассматривается как педагогический аспект, требующий исследований по совершенствованию оценочных процедур и инструментария. Однако в педагогической практике ключевым ценностям надежного оценивания пока уделяется недостаточно внимания и, особенно, при оценивании компетенций как результатов освоения образовательных программ. В своем большинстве преподаватели используют традиционные средства оценки, не позволяющие выявить и оценить глубоко латентные характеристики в форме компетенций, которые, по сути, и обеспечивают успешность личности в профессиональной деятельности. Вместе с тем основные принципы построения качественной оценки требуют все большего внимания в связи с цифровой трансформацией системы образования, расширением различных форм дистанционного обучения, большей самостоятельностью обучающихся при выборе образовательной траектории. В Теоретическом обосновании показаны основные направления научно обоснованного подхода к аргументированной доказательности оценки. Логика современного оценивания требует организации деятельности обучающихся при выполнении комплексных заданий. Проектирование такого оценочного инструментария требует соблюдения ряда правил, которые обеспечивают надежность результатов, а соответственно, помогают обоснованно управлять процессом обучения, оказывая помощь обучающимся на каждом значимом этапе освоения образовательной программы.  В Обсуждении результатов показаны принципы создания инновационного инструментария для комплексного оценивания образовательных достижений в условиях организации планируемой деятельности обучающихся в ситуации оценки. В Заключении автором сделан акцент на трудностях создания комплексных оценочных средств и возможностях решения этой проблемы в системе вуза.

Биография автора

Надежда Ф. Ефремова, Донской государственный технический университет

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Педагогические измерения» Донского государственного технического университета.

Библиографические ссылки

Декларация участников IV форума по вопросам политики Болонского процесса Ереван. (2015). Высшее образование в России, 10, 65–67.

Ефремова, Н. Ф. (2018)a. Аргументации и доказательства надежности оценок компетенций студентов. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, 12(2), 43–50.

Ефремова, Н. Ф. (2018)b. Проектирование оценочных средств по модели доказательной аргументации. Педагогические измерения, 3, 8–15.

Звонников, В. И., Малыгин, А. А., Челышкова, М. Б. (2012). Оценивание в высшем образовании: от линейности к адаптивности. Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки, 5(2), 166–171.

Ризви, С., Барбер, М., Доннелли, К. (2013). Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция (пер. с англ. Н. Микшиной). Вопросы образования, 3, 152–229.

Стандарты и руководства для обеспечения качества высшего образования в Европейском пространстве высшего образования (ESG). (2015). ENQA. URL: https://pandia.ru/text/80/268/56052.php (дата обращения: 20.07.2021).

Almond, R. G., Mislevy, R. J., Steinberg, L., Yan, D., Williamson, D. M. (2019). Bayesian networks in educational assessment. Technology, Knowledge and Learning, 24, 97–99. doi: https://doi.org/10.1007/s10758-016-9292-x

Awwal, N., Scoular, C., Griffin, P. (2016). Implementation issues with games-based assessment. In International Conference on Education and New Learning Technologies, EDULEARN16 Proceedings (pp. 905–910). Barcelona: IATED. doi: http://dx.doi.org/10.21125/edulearn.2016.1179

Efremova, N. (2021). Problems of competence-based learning in a digital environment. In XIV International Scientific and Practical Conference “State and Prospects for the Development of Agribusiness - INTERAGROMASH 2021”, E3S Web of Conferences 273, 12082. doi: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312082

Efremova, N., Huseynova, A. (2021). The impact of digital technology on learning motivation and learning modes. In XIV International Scientific and Practical Conference “State and Prospects for the Development of Agribusiness - INTERAGROMASH 2021”, E3S Web of Conferences 273, 12083. doi: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312083

Gibson, D. C., Webb, M. E. (2015). Data science in educational assessment. Education and Information Technologies, 20, 697–713. doi: https://doi.org/10.1007/s10639-015-9411-7

Lambert, W. T. Schuwirth, Cees, P. M. Van der Vleuten. (2011). Programmatic assessment: from assessment of learning to assessment for learning. Medical teacher, 33, 478–485. doi: https://doi.org/10.3109/0142159X.2011.565828

Mislevy, R. J., Almond, R. G., Lukas, J. F. (2003). A Brief Introduction to Evidence-centered Design. Educational Testing Service, Research & Development Division Princeton, NJ 08541.

Mislevy, R. J., Behrens, J. T., Dicerbo, K. E., Levy, R. (2012). Design and discovery in educational assessment: evidence-centered design, psychometrics, and educational data mining. Journal of Educational Data Mining, 4(1), 11–48.

Mohan, B. (2021). Analects of Higher Education. Academia Letters, 1221. doi: https://doi.org/10.20935/AL1221.

Mulder, M. (2017). Competence-based Vocational and Professional Education. Cham: Springer. doi: https://doi.org/10.1007/978-3-319-41713-4

Pellegrino, J. W. (2014). Assessment as a Positive Influence on 21st Century Teaching and Learning: A Systems Approach to Progress. Psicología Educativa, 20(2), 65–77.

Shute, V. J., Leighton, J. P., Jang, E. E., Chu, M.-W. (2016). Advances in the Science of Assessment. Educational Assessment, 21(1), 34–59. doi: https://doi.org/10.1080/10627197.2015.1127752

Shute, V. J., Rahimi, S. (2017). Review of computer-based assessment for learning in elementary and secondary education. Journal of Computer Assisted Learning, 33(1), 1–19. doi: https://doi.org/10.1111/jcal.12172

Uludag, G., Bardakci, S., Yildiz, O. F., Tunc, Y., Akkoyunlu, B., Nasir, V. A., Ercan, S., Elmas, M. (2020). Assessing Students' Learning Online: It's More Than Testing. In Teachıng And Learnıng Qualıty Assurance in Hıgher Educatıon Under the Pandemıc. Proceedings of the 12th Higher Education International Conference 12 (pp. 40–50). Macao: Macao Polytechnic Institute.

Загрузки

Опубликован

2021-08-30

Как цитировать

Ефремова, Н. Ф. (2021). Надежность оценочной системы как условие качественного управления обучением. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 4(4), 71–84. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-4-71-84

Выпуск

Раздел

Общая педагогика, история педагогики и образования