Особенности ценностного отношения к семье как фактор трансформаций ценностно-смысловой сферы у младших школьников с дисграфией и дислексией в условиях цифрового общества

Авторы

  • Елена А. Мацюк Донской государственный технический университет
  • Лариса П. Агафонова МАОУ «Лицей № 27 им. А. В. Суворова», г. Ростов-на-Дону
  • Елена Ю. Смертина МАОУ «Лицей № 27 им. А. В. Суворова», г. Ростов-на-Дону

DOI:

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-5-6-22

Ключевые слова:

семейные ценности, ценностно-смысловая сфера, дисграфия, дислексия, младшие школьники

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы влияния нарушений процессов письма и чтения у младших школьников на формирование ценностного отношения к семье как параметра развития смысловой сферы личности у этой категории обучающихся. Научная новизна состоит в проведении сравнительного анализа характеристик ценностно- смысловой сферы у учащихся 8–10 лет с дисграфией, дислексией и их сверстников без речевых расстройств. Во Введении рассматриваются особенности формирования ориентаций на семейные ценности у обучающихся 8–10 лет с дисграфией и дислексией, представляющих широкую категорию среди учеников общеобразовательных школ в связи с внедрением программ инклюзивного образования и процесса цифровизации современного общества. В разделе Методы описаны процедура диагностики состояния устно- речевой и письменно-речевой деятельности посредством логопедических методов и психометрического эксперимента: оценка уровня сформированности процессов чтения и письма по средствам методики Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной и характеристик межличностных отношений в семье при выполнении проективного теста «Рисунок семьи». В разделе Результаты представлены результаты эмпирического исследования. Полностью подтвердилось предположение о наличии специфики характеристик межличностного отношения в семье у младших школьников с дисграфией и дислексией, наиболее выраженных по категориям тревожность, конфликтность, враждебность, чувство неполноценности в семье. В разделе Обсуждение результатов полученные данные были сравнены с результатами исследований о взаимосвязи психологических особенностей младших школьников с дисграфией и дислексией и специфики характеристик ценностного отношения к семье у этой категории детей. В Выводах делается заключение о том, что результаты исследования особенностей межличностных отношений в семье младших школьников с дисграфией и дислексией позволяют описать трансформации смысловой сферы таких учеников и дать практические рекомендации по гармонизации развития и оптимизации обучения этой категории школьников.

Биография автора

Елена А. Мацюк, Донской государственный технический университет

аспирант

Библиографические ссылки

Абакумова, И. В. (2008). Смыслодидактика: учебное пособие для магистрантов отделений педагогики и психологии. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ.

Абакумова, И. В., Ермаков, П. Н., Косикова, Л. В. (2016). Смысловая сфера подростков: особенности развития в условиях включенного обучения. М.: КРЕДО.

Абакумова, И. В., Ермаков, П. Н., Фоменко, В. Т. (2013). Новодидактика. Книга 4. М.: КРЕДО.

Асмолов, А. Г. (2013). Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе). Образование и наука, 8(107), 3–13.

Асмолов, А. Г., Братусь, Б. С., Зейгарник, Б. В., Петровский, В. А., Субботский, Е. В., Хараш, А. У., Цветкова, Л. С. (1979). О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности. Вопросы психологии, 4, 35–47.

Безруких, М. М. (2009). Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо.

Бодалев, А. А., Столин, В. В., Аванесов, В. С. (2000). Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речь».

Братусь, Б. С. (1999). Смысловая вертикаль сознания личности. Вопросы философии, 1, 81–89.

Горлова, Е. Н., Константинова, В. Ю. (2018). Родительское отношение к детям с разным уровнем тревожности, обучающимся в первом классе. В Психологические проблемы современной семьи. Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции (С. 879–885). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет.

Грязнов, С. А. (2020). Пути формирования семейных ценностей у младших школьников. Педагогические и социальные вопросы образования, 8, 150–159.

Долгова, О. И., Зиборова, Е. В., Петриченко, С. И. (2018). Способы формирования стойкой мотивации на групповых занятиях в системе комплексной нейрореабилитации у детей с различными формами дисграфии, дислексии в рамках интенсивного курса. В Чтение в цифровую эпоху: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии (С. 103–108). М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина.

Ефимова, О. Е., Левых, Н. Н. (2020). Формирование представлений о семейных ценностях у младших школьников. Научно-методический журнал «Поиск», 4(72), 38–40.

Заваденко, Н. Н. (2016). Школьная дезаптация в нейропедиатрической практике. Практика педиатра, 3, 60–70.

Кильдюшова, П. Е., Валеева, Р. А. (2015). К вопросу о формировании у младших школьников ценностного отношения к семье. Современные проблемы науки и образования, 3, 282–288.

Лубовский, Д. В. (2014). Феноменология и динамика развития внутренней позиции современных младших школьников. Психологическая наука и образование, 2, 50–67.

Мацюк, Е. А. (2021). Особенности принятия себя у младших школьников с нарушениями письма и чтения в условиях цифровизации образования. Мир науки. Педагогика и психология, 9(2), 16.

Мурзина, Ю. С. (2018). Представления молодежи о семейных ценностях. В Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции (С. 530–538). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет.

Прихожан, А. М. (2009). Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2 -е изд. СПб.: Питер.

Фактор, А. М., Камолов, С. Г., Никандрова, А. А. (2018). Человеческие ценности в цифровую эпоху. Моделирование, оптимизация и информационные технологии, 6–2(21), 83–103.

Фотекова, Т. А., Ахутина, Т. В. (2018). Диагностика речевых нарушений школьников: практическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт.

Чиркина, Г. В. (2012). Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей. Учёные записки, 2, 155–166.

Щуркова, Н. Е. (2002). Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России.

Ядов, В. А. (2013). Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. М.: Центр Социального Прогнозирования и Маркетинга.

Inglehart, R. F. (2018). Cultural Evolution. Peoples motivations are changing and reshaping the world. Cambridge: Cambridge University Press.

Klim-Klimaszewska, A., Nazaruk, S. (2018). Early assessment of the risk of dyslexia and dysgraphia among children aged 5-6 in the aspect of educational and therapeutic work of kindergartens. In Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference (pp. 558–573). Rezekne: Rēzeknes Tehnoloģiju Akadēmija.

Kuznetcova, E. A., Akhmetzyanova, A. I., Nigmatullina, I. A., Kurbanova, A. T. (2017). Prognostic competence as a factor of successful socialization of children with deficiency of development: statement of the problem. The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication, 7, 1128–1133.

O’Hare, A. (2010). Dyslexia: what do paediatricians need to know? Occasional Review, 20(7), 338–343. doi: https://www.doi.org/10.1016/j.paed.2010.04.004

Rello, L. (2014). Design of Word Exercises for Children with Dyslexia. Procedia Computer Science, 27, 74–83. doi: https://www.doi.org/10.1016/j.procs.2014.02.010

Загрузки

Опубликован

2022-02-13

Как цитировать

Мацюк, Е. А. ., Агафонова, Л. П., & Смертина, Е. Ю. . (2022). Особенности ценностного отношения к семье как фактор трансформаций ценностно-смысловой сферы у младших школьников с дисграфией и дислексией в условиях цифрового общества. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 4(5), 6–22. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2021-4-5-6-22

Выпуск

Раздел

Коррекционная педагогика