Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Предикторы эмоционального выгорания субъекта в современных условиях повышенной неопределенности

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-2-48-58

Аннотация

Введение. Особенности выраженности фаз и показателей эмоционального выгорания описаны в качестве общепсихологического феномена, проявляющегося в условиях неопределённости. Отмечено, что повышенная энтропийность среды негативно влияет на адаптацию личности и ее психологическое благополучие. Авторами рассмотрены барьеры, затрудняющие адаптацию личности, особенности деструкции активности современного человека в разных сферах жизни. Изучение ресурсов личности, а также эффектов воздействия на нее социальной среды, представляется важным как для профилактики стрессогенных и деструктивных состояний, так и для построения программ психологического сопровождения.

Цель. Изучение предикторов и субъективных факторов эмоционального выгорания личности в современных условиях повышенной неопределенности.

Материалы и методы. Выборка составила 250 человек и включала женщин педагогов и психологов в возрасте 40–55 лет, работающих в общеобразовательных школах. Методический инструментарий включал методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко) и «Опросник профессионального выгорания Маслач» (в адаптации Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой).

Результаты. По сравнению с психологами, у педагогов оказались более выраженными почти все симптомы эмоционального выгорания. Симптом «Эмоциональная отстраненность» оказался более выраженным у психологов, чем у педагогов. Обе группы респондентов характеризуются наличием следующих симптомов: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных достижений и переживание психотравмирующих обстоятельств.

Обсуждение и заключение. Данные эмпирического исследования показывают наличие рисков возникновения эмоционального выгорания в ситуации повышенной энтропийности среды. Это позволяет определить ресурсные точки преодоления этого синдрома и оценить влияние мультифакторного стресса неопределенности на формирование эмоционального выгорания личности. Утверждается, что эффективность программ психологического сопровождения преодоления личности состояния эмоционального выгорания определяется уровнем мобилизации ее ресурсов для достижения стабильности и психологического благополучия.

Об авторах

Т. В. Сташкова
Донской государственный технический университет
Россия

Татьяна Владимировна Сташкова — аспирант

Ростов-на-Дону



Т. Н. Щербакова
Донской государственный технический университет
Россия

Татьяна Николаевна Щербакова — доктор психологических наук, профессор

Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Карабанова, О. А., Захарова, Е. И., Старостина, Ю. А. (2021). Личностная идентичность как основа построения профессиональной и семейной карьер в условиях неопределённости. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 3, 6–23.

2. Карпова, Е. А., Дрынкина, Т. И. (2022). Стрессоустойчивость, копинг-стратегии и управление изменениями в ситуациях неопределенности. Ученые записки Санкт–Петербургского университета технологий управления и экономики, 3, 245–254. https://doi.org/10.35854/2541-8106-2022-3-245-254

3. Масилова, М. Г. (2022). Методологические основы изучения эмоционального выгорания как основа профилактической работы. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 11(3(40)), 43–47.

4. Поджио, В. А., Зверева, М. В. (2020). Риски профессионального выгорания у практикующих специалистов-психологов. Медицинская психология в России, 12(3), 2–2. https://doi.org/10.24412/2219-8245-2020-3-2

5. Родина, О. Н. (2019). Личностные деформации при развитии состояния хронического утомления. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1, 123–140.

6. Соловьев, М. Н. (2019). Психологическая устойчивость личности как фактор эффективного преодоления профессиональных стрессов. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 3, 41–55.

7. Соловьева, С. Л. (2020). Выживание в условиях неопределенности. Медицинская психология в России, 12(2(61)).

8. Трофимова, Е. Л., Кузьмина, Г. А. (2022). Психологическая безопасность личности педагога в условиях неопределенности. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология, 39, 54–75.

9. Украинцева, Т. И. (2021). Психологическая устойчивость как механизм адаптации в жизненных кризисах. Молодой ученый, 1(343), 150–154.

10. Чернякевич, Е. Ю. (2020). Психологические особенности бесконфликтной личности. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология, 32, 95–105.

11. Шеховцова, Е. А. (2020). Актуальные вопросы изучения синдрома профессионального выгорания на современном этапе. Ученые записки Санкт–Петербургского университета технологий управления и экономики, 1(69), 52–57.

12. Щербакова, Т., Абачараева, М. (2022). Студент как субъект коммуникации в условиях информационной мобильности. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(6), 41–51. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-41-51

13. Alessandri, G., Perinelli, E., De Longis, E. et al. (2018). Job burnout: The contribution of emotional stability and emotional self–efficacy beliefs. Journal of occupational and organizational psychology, 91(4), 823–851. https://doi.org/10.1111/joop.12225

14. Pacheco, N. (2020). Nature or Nurture: The Relationship between Self-Care, Personality Traits, and Burnout in Critical Care Healthcare Professionals. Journal of Nursing & Care, 9(4).

15. Scherbakova, Т. N., Misirov, D. N., Akopyan, M. A. et al. (2020). The student as a subject of transformative in the period of professional training. E3S Web of Conferences, 175, 15013. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017515013


Рецензия

Для цитирования:


Сташкова Т.В., Щербакова Т.Н. Предикторы эмоционального выгорания субъекта в современных условиях повышенной неопределенности. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(2):48-58. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-2-48-58

For citation:


Stashkova T.V., Shcherbakova T.N. Predictors of subject’s emotional burnout in modern conditions of increased uncertainty. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(2):48-58. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-2-48-58

Просмотров: 143


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+