Рецензируемый научный журнал «Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г. – сетевое издание).
Периодичность выхода: 6 выпусков в год.
Распространение – Российская Федерация.
Контакты редакции:
Электронный адрес: inovppd@gmail.com
Телефон: 8(863) 238-13-56, 89085061906
Плата за публикацию статей не взимается.
Полные версии статей журнала доступны на сайте журнала по адресу https://inov-ppd.ru
Учредитель и издатель – Донской государственный технический университет (Ростов-на-Дону, Россия).
Редакция журнала видит свою миссию в освещении новых исследований в сфере психологии, педагогики, дефектологии, систематизации информации и популяризации знаний.
Целью журнала является содействие повышению качества научных исследований в области психологии, психолингвистики, педагогики, дефектологии и публикация качественных научных трудов.
Приоритетные задачи состоят в содействии широкому распространению психологического знания, выявлении основных тенденций и новаций в развитии науки. Одной из главных своих задач журнал видит поддержку молодых авторов, они имеют возможность опубликовать, в случае успешного прохождения рецензирования, свои статьи высокого качества.
В журнале публикуются оригинальные статьи в области психологии, педагогики, дефектологии; журнал публикует теоретические, методологические статьи, а также результаты прикладных и экспериментальных исследований.
Журнал «Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология» издаётся на русском языке, при этом во всех статьях метаданные переведены на английский язык (аннотация, ключевые слова, список литературы).
Журнал входит в Перечень ВАК только по следующим специальностям:
5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии
5.3.2. Психофизиология
5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред
5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология
5.3.7. Возрастная психология
5.3.8. Коррекционная психология и дефектология
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
Текущий выпуск
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Тревожность является одной из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются подростки. Факторы, способствующие тревожности у подростков, могут быть связаны с личностными особенностями, социальными, биологическими факторами, экономическими условиями. Все это обусловливает актуальность темы исследования и необходимость разработки и внедрения в образовательные учреждения коррекционно-развивающей программы, способствующей снижению уровня тревожности. Новизна исследования заключается в выявлении динамики тревожности и показателей самооценки у подростков после проведения коррекционных занятий с использованием арт-терапевтических методов.
Цель. Изучение динамики тревожности подростков в процессе реализации коррекционной программы методами арт-терапии.
Материалы и методы. Для оценки тревожности использовались шкала социально-ситуативной тревоги О. Кондаша и шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера (в адаптации Ю. Л. Ханина), для измерения уровня самооценки – методика диагностики самооценки Т. Дембо – С. Рубинштейн. Полученные данные были подвергнуты статистическому анализу с помощью U-критерия Манна-Уитни.
Результаты исследования. В исследовании приняли участие 84 подростка (от 14 до 16 лет), обучающиеся в общеобразовательной школе. После проведения занятий по коррекции тревожности у подростков с применением методов арт-терапии были выявлены достоверно значимые различия по шкалам «самооценочная тревожность», «ситуативная тревожность» и по показателю «уверенность в себе». Установлено, что уровень самооценочной и ситуативной тревожности в экспериментальной группе ниже, а уверенность в себе выше, чем в контрольной группе.
Обсуждение результатов. Программа арт-терапевтических занятий с подростками позволила не только диагностировать, но и корректировать показатели, связанные с тревожностью и самооценкой. Полученные в результате исследования данные могут быть использованы в психологическом сопровождении тревожных подростков
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Введение. На данный момент существует двойственное представление о направленности трансформации жизненных планов у людей зрелого возраста: с одной стороны, личность выходит за пределы старых структур, раскрывая свой потенциал более полно в стремлении к дальнейшему развитию; с другой – субъект может испытывать мотивационный кризис, связанный с изменением траектории развития личности. Наше исследование призвано углубить и конкретизировать представления о направленности и мотивации трансформации жизненных планов человека на разных этапах зрелости. Цель. Изучение особенностей мотивации трансформации жизненных планов в зрелом возрасте.
Материалы и методы. В данном исследовании применены 4 методики: методика «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Э. Мильмана, методика «Индекс стремлений» Э. Деси и Р. Райана в адаптации Ю. А. Котельниковой, морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной, тест «Оценка жизненных и временных перспектив личности» Н. И. Никольской. Для статистической обработки полученных данных был применен U-критерий Манна-Уитни.
Результаты исследования. В исследовании приняли участие 160 человек в возрасте 35–55 лет. Обнаружено, что мотивационные приоритеты респондентов различаются общей направленностью – представители ранней зрелости ориентированы вовне, тогда как направленность мотивации старших респондентов скорее внутренняя. Выявлены также особенности эмоциональных переживаний: в ранней зрелости они стенические и характеризуются продуктивностью, а для поздней более характерны астенические, препятствующие активности.
Обсуждение результатов. Наше исследование дополняет картину представлений о мотивационном и эмоциональном аспектах трансформации жизненных планов на этапе ранней и поздней зрелости. Установлены мотивационные приоритеты представителей рассматриваемых возрастных когорт. В целом, зрелый возраст связан с переопределением вектора активности, пересмотром значимости жизненных целей, трансформацией планов на будущее, что приводит к расширению или изменению границ субъекта, либо к актуализации астенических эмоциональных переживаний.
Введение. Актуальность выявления особенностей ассертивного поведения современной молодежи с различными копинг-стратегиями в условиях современного общества заключается в эффективном межличностном взаимодействии с социумом. Обзор исследований по данной проблеме показал, что ассертивное поведение является «зрелым» поведением, направленным на противостояние манипулятивному поведению. Копинг-стратегии в рамках теоретического анализа представляются важным элементом ассертивного поведения. Цель. Выявить особенности ассертивного поведения юношей и девушек с различными копинг-стратегиями.
Материалы и методы. В данном исследовании применялись такие методы, как анализ научной литературы, наблюдение, беседа, использование стандартизированных методик (методика диагностики уровня ассертивности В. Капони и Т. Новак, методика диагностики личностной агрессивности и конфликтности Е. П. Ильина и П. А. Ковалёва) и методы статистической обработки данных (описательная статистика и математический критерий Крускала-Уоллеса).
Результаты исследования. Разработана теоретическая модель исследования, согласно которой ассертивное поведение включает в себя когнитивно-смысловой, аффективный и поведенческий компоненты, детально поясняющие особенности взаимодействия личности с социумом через ассертивное и совладающее поведение. Выборка была разделена на три группы по критерию преобладающего типа копинга. В результате статистической обработки данных было выявлено, что уровень ассертивности респондентов, ориентированных на поиск социальной поддержки, ситуативен. Респонденты, использующие стратегии разрешения проблем, характеризуются высоким уровнем ассертивности, а респонденты, ориентированные на уход от проблемы, обладают средним уровнем ассертивности.
Обсуждение результатов. Ассертивное поведение молодежи как самоутверждающее поведение взаимосвязано с используемыми стратегиями совладающего поведения. Результаты проведенного исследования показали, что для людей с различным уровнем ассертивности характерными являются копинг-стратегии различной направленности. Это указывает на высокую практическую значимость полученных результатов в любой практической деятельности, направленной на адаптацию личности к социуму.
Введение. Современное общество требует от молодых специалистов нестандартных способов решения различных задач в команде. Несмотря на высокий интерес к проблеме совместного мышления, существует недостаточное количество комплексных исследований психологических предикторов, участвующих в формировании функциональных ролей участников совместной мыслительной деятельности. Цель. Анализ взаимосвязи функциональных ролей и их психологических предикторов при решении двигательных задач в совместной мыслительной деятельности.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 208 человек – студенты гуманитарных и технических специальностей ЮФУ в возрасте от 17 до 21 года. Группы для решения задачи состояли из четырех испытуемых. Для решения была использована двигательная задача под условным названием «Блоки». Для сбора данных использовались методики: 16-факторный личностный опросник Кеттелла; методика определения копинг-поведения в стрессовых ситуациях; методика «Направленность личности»; мотивация избегания неудач Элерса; мотивация к успеху Элерса; САМОАЛ; диагностика вербальной креативности; тест эвристической компетенции; опросник для определения контроля за действием; анкета «Методика оценки участниками подгрупп партнеров с точки зрения выполнения ими функций самоорганизации совместной мыслительной деятельности». Применен коэффициент корреляции Пирсона.
Результаты исследования. Наименее выражена функция генерации, что свидетельствует о слабой активности носителей данной функциональной роли при решении задачи двигательного типа. Наиболее выражена функция смыслопередачи, что говорит о сосредоточении на согласовании целей участников мыслительной деятельности для достижения общего результата при решении двигательной задачи, нежели на выдвижении новых гипотез.
Обсуждение результатов. Анализируя распределение ролей, их функциональное содержание, становится возможным непосредственно увидеть реализацию особенностей мыслительной деятельности, осуществляемой совместно, оценить структуру интеллектуальной деятельности когнитивного взаимодействия членов группы, лучше понять процессуальные особенности совместной мыслительной деятельности. Подчеркивается взаимосвязь личностных особенностей участников решения задач с функционально-ролевым распределением в совместном мышлении, а также необходимость комплексного исследования принятия и воплощения ролей участниками группы.
Введение. Существуют теоретические положения, декларирующие, что отрицания несут негативный эмоциональный заряд, и результаты ряда современных исследований косвенно подтверждают это. Однако остается неизвестным, способны ли отрицания в своем самом абстрактном лексическом виде вызывать негативный эмоциональный эффект. В представленном исследовании негативный эффект отрицания выявлен впервые. Цель. Теоретически обосновать негативный эмоциональный эффект отрицательных фраз и эмпирически выявить его, сравнивая оценки отрицательных и утвердительных фраз.
Материалы и методы. В близких по теме исследованиях сложно дифференцировать влияние на эмоциональную оценку значения отрицаемого понятия от влияния собственно отрицательной формы. Чтобы выявить негативный эмоциональный эффект лексических отрицаний мы предложили испытуемым оценить утвердительные и отрицательные фразы не только с выраженным эмоциональным значением, но и с нейтральным, что позволило минимизировать влияние значения фразы. В исследовании приняли участие 87 испытуемых, которые оценивали фразы по двум методам: шкальная прямая оценка Р. Лайкерта и опосредованная цветом оценка (метод ЦТО А. М. Эткинда).
Результаты исследования. Результаты показали высокую значимость различий между отрицанием нейтрального и утверждением нейтрального, отрицательные фразы действительно оценивались негативнее. Дополнительное сравнение фраз с эмоциональным значением показало, что отрицание смягчает эмоциональную выраженность понятия, сдвигая его оценку ближе к нейтральной части шкалы.
Обсуждение результатов. Предыдущие исследования показывали связь отрицательного ответа и негативных эмоциональных реакций. В нашем исследовании впервые было показано, что даже абстрактный вариант отрицательной фразы способен значимо сдвигать оценку в негативный спектр эмоциональной шкалы. Эти данные согласуются с воплощенным подходом к анализу языка, где сенсомоторные и эмоциональные реакции лежат в основе формирования абстрактных языковых форм. Впервые выявленная связь лексического отрицания и негативных эмоциональных реакций углубляет понимание одного из самых частотных языковых средств.
Введение. Актуальность изучения данной темы обусловлена недостаточной изученностью такого феномена как «избегание успеха». Анализ существующих исследований показал, что мотив «избегание успеха» почти не изучен в сравнении с мотивами на достижение успеха и избегание неудач. Избегание успеха, в свою очередь, исследовано лишь у женщин, а также предприняты попытки установить причины его возникновения и последствия. В нашем исследовании впервые рассмотрена специфичность черт личности и ценностей мужчин и женщин с различной выраженностью ориентации на избегание успеха.
Цель. Изучение личностных черт и ценностей мужчин и женщин в зависимости от выраженности ориентации на избегание успеха.
Материалы и методы. В исследовании применялись проективная методика избегания успеха М. Хорнер в модификации Т. В. Бендас; 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (Форма С); Ценностный опросник Ш. Шварца; методы математической статистики (критерии Фридмана, Вилкоксона).
Результаты исследования. В исследовании приняло участие 70 человек – мужчины и женщины в возрасте от 20 до 35 лет. Было установлено, что женщины и мужчины с низкой выраженностью ориентации на избегание успеха обладают общительностью, социальной смелостью, скептицизмом и инновативностью, а также ответственностью и эмоциональной устойчивостью; наряду с этим женщины более тревожны и чувствительны, а мужчины более самоуверенны. При умеренной выраженности ориентации на избегание успеха женщины характеризуются ведущими ценностями, а мужчины – ведущими личностными чертами.
Обсуждение результатов. Анализ эмпирических данных показывает, что мужчины и женщины, не избегающие успеха, характеризуются практически идентичными личностными чертами, но разной структурой ценностей – у женщин выделяется ведущая ценность, а ценностная сфера мужчин конфликтна. Результаты данного исследования предоставляют основу для обсуждения и дополнительного анализа вопросов, связанных с избеганием успеха.
Введение. В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи между показателями адаптации к деятельности обучения и к студенческой группе с личностными характеристиками будущих педагогов. Данная работа является актуальной, так как в существующих исследованиях в недостаточной мере раскрыты механизмы взаимосвязи личностных особенностей будущих педагогов с уровнем адаптации к условиям обучения в вузе. В статье раскрыты факторы и условия успешной адаптации, что может быть использовано в работе кураторов, наставников, руководителей студенческих групп, для повышения эффективности адаптации студентов к условиям обучения в вузе.
Цель: изучить взаимосвязь адаптации к группе и к деятельности с личностными характеристиками будущих педагогов.
Материалы и методы. Исследование проводилось на выборке студентов очной формы обучения, педагогических направлений подготовки, состоящей из 290 респондентов, среди которых 80 % – девушки, 20 % – юноши, в возрасте от 18 до 20 лет. В исследовании использовались следующие методики: «Адаптированность студентов в вузе» Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крыловой, «Пятифакторный личностный опросник Р. МакКрае и П. Коста» в интерпретации А. Б. Хромова.
Результаты исследования. В результате анализа полученных эмпирических данных и использования корреляционного критерия rs-Спирмена, были выявлены статистически значимые корреляционные связи между уровнем адаптации к деятельности обучения в вузе и к учебной группе студентов с личностными характеристиками. Так обнаружена взаимосвязь между уровнем адаптации к деятельности обучения в вузе и показателем привязанности / обособленности (0,284 при rs = 0,000), а также корреляция между уровнем адаптации к студенческой группе и показателями экстраверсии / интроверсии (–0,521 при rs = 0,000) и экспрессивности / практичности (–0,125 при rs = 0,034).
Обсуждение результатов. Важным компонентом успешной профессиональной подготовки специалистов, является адаптация студентов к условиям обучения в вузе. Особенно, успешная адаптации, важна для студентов педагогических направлений подготовки, так как от успешности их адаптации во многом зависит их дальнейшее развитие в педагогической профессии. Полученные результаты свидетельствуют о том, что характеристики личности играют одну из ключевых ролей в адаптации будущих педагогов.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Введение. Ранняя реабилитация онкологических пациентов после операции занимает важное место в их восстановлении и возвращении к нормальному функционированию. Одна из задач этого этапа лечения – восстановить физическую активность тела, в частности, через постуральную коррекцию. Мединские аспекты этого процесса в литературе хорошо описаны, однако, психологические аспекты процесса постуральной коррекции освещены недостаточно. Еще меньше исследований посвящено восстановлению психологического состояния онкопациентов.
Цель. Анализ возможностей постуральной коррекции онколологических пациентов и возможности применения арт-терапевтических техник для нормализации психологического состояния в период ранней реабилитации.
Теоретическое обоснование. Одним из ключевых элементов постуральной коррекции является восстановление возможности удерживать равновесие. Для этой цели используются специальные приборы – стабилометрические платформы. Другим важным элементом является восстановление произвольных движений. Для более эффективного восстановления стоит обучать пациентов психологической настройке на осуществление движений. Когда пациент планирует движение, у него формируется мысленный конструкт «задача, подлежащая выполнению», способствующий более точным движениям. Восстановление стабильного психологического состояния онкологических пациентов возможно, в частности, через техники арт-терапии. Одна из техник, раскрашивание мандал, задействует оба полушария мозга пациентов, запуская когнитивные процессы через включение мелкой моторики. Это обеспечивает естественный терапевтический процесс: мозг работает вначале над простыми задачами и постепенно переходит к более сложным. Детали рисунка мандалы продуманы таким образом, чтобы в процессе работы над ним сосредоточить пациента на своем внутреннем состоянии – мыслях и чувствах.
Обсуждение результатов. Важность комплексного подхода к реабилитации онкологических пациентов всё чаще подчеркивается в научных работах. Пациент в период ранней реабилитации находится в самом уязвимом состоянии, как физическом, так и психологическом. Применение психологических техник может помочь восстановить пациенту более целостный образ себя: и в физическом, и во внутреннем психологическом плане.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ
Введение. В статье рассматривается специфика проявления патологий речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелей и умеренной степенью умственной отсталости; коррекционно-развивающие педагогические технологии, направленные на развитие речевой коммуникации, такие как сказкотерапия, театрализованная деятельность, мнемотехнологии, логоритмика и компьютерные технологии.
Цель. Исследование компонентов речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с применением педагогических технологий логоритмики, театрализованной деятельности и компьютерных технологий.
Материалы и методы. Проведено исследование с привлечением 10 детей старшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, посещающих детский сад комбинированного вида. Исследование было направлено на оценку сформированности мотивационного, смыслового, языкового и сенсомоторного компонентов речевой коммуникации. Для оценки выраженности компонентов речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью использовались такие педагогические технологии как логоритмика, театрализованная деятельность, компьютерные технологии (развивающие игры).
Результаты исследования. Проведена оценка смыслового, языкового, сенсомоторного и мотивационного компонентов речевой коммуникации детей старшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с применением педагогических технологий логоритмики, театрализованной деятельности, компьютерных технологий.
Обсуждение результатов. Проведенное исследование позволило определить, что у детей старшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью наиболее сохранными компонентами речевой коммуникации являются сенсомоторный и мотивационный, при этом смысловой и языковой компоненты речевой коммуникации низко развиты. Полученные результаты применяются в коррекционно-развивающей работе.
Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"
Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, корпус 8, ауд. 8-307
Электронный адрес: inovppd@gmail.com
Телефон: 89085061906
Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.
12+